В этом году исполняется 12 лет со дня одной из величайших трагедий в истории российского спорта – гибели хоккейной команды «Локомотив».
В начале 2010-х годов ярославский клуб находился на пике спортивной славы. Игры с его участием увлекали болельщиков невиданным накалом борьбы, вызывали бурю эмоций на трибунах. Отточенное мастерство ярославских хоккеистов сближало людей из самых разных уголков страны.
Так, в те годы по делам службы довелось побывать в Омске. Ночной рейс приземлился в заречном аэропорту «Центральный» далеко за полночь. И до гостиницы можно было добраться лишь на такси.
По пути расторопный омский таксист, очевидно, в порядке обычного «клиентского сервиса», поинтересовался: «Ну, как дела в Центре? Откуда к нам занесло»? Я ответил, что живу в Ярославле. И сам был поражен случившейся перемене! В мгновение ока разбитной «бомбила» превратился в радушного сибиряка, человека истинно русской души:
- О-о, Ярославль! У вас «Локомотив» - у нас «Авангард»! У вас Яшин – у нас Ягр! (знаменитые хоккеисты начала 2000-х). Ну и игрища в марте была – у меня в машине пассажиры аж на второй день пели – победу праздновали! Правда, в следующей игре ваши ребята нас сделали.
Расстались мы как хорошие знакомые. Гостеприимный хозяин был изысканно вежлив:
- Ну, успехов вам! И по Омску обязательно прогуляйтесь! У нас красиво – Кадетский корпус с колоннами – лучший в России! В старой крепости музей Достоевского – недавно французов туда возил. И Иртыш наш пошире Волги будет.
К последнему я отнесся с сомнением, хотя и вполне доброжелательно. Так уж на Руси повелось: «Всякая птица своим пером гордится». А для птицы главное – расправить крылья в полёте …
7 сентября 2011 г. «Локомотиву» предстояло играть на выезде с другой известной командой КХЛ – минским «Динамо». Для вылета в столицу Белоруссии был зафрахтован самолет Як-42Д.
В тот день в ярославском аэропорту «Туношна» царил полный аврал – ждали прибытия тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева. Заранее приехавшее областное начальство нервничало: с пристрастием проверялась «готовность объекта». Персонал получал «ценные указания», уточнялся порядок сопровождения правительственного кортежа и т.д. ...
Возможно, вследствие возникшей суеты, процедура взвешивания багажа хоккеистов не производилась. Тем не менее, точно в назначенное время 15 ч. 57 мин. самолет авиакомпании «Як Сервис», следующий чартерным рейсом AKY 9633 Ярославль – Минск, получил разрешение на взлёт.
Казалось бы, ничто не предвещало беды. Погода была лётной, авиалайнером управлял опытный экипаж. Взлетать предстояло с 3-х километровой полосы, рассчитанной на тяжелые транспортные самолёты. Пассажирскому Яку хватило бы и половины этой дистанции.
Но как раз на взлёте возникла нештатная ситуация. Несмотря на форсаж газа и динамичный разгон, самолет никак не желал отрываться от полосы. Речевой самописец сохранил слова второго пилота: «Мы мало, наверно, стабилизатор развернули»!
Перед экипажем встала острейшая дилемма:
- продолжать разгон на полном газе, чтобы оторваться от взлётной полосы;
- прекратить разгон до полной остановки самолёта, с возможным аварийным выездом за пределы полосы;
Похоже, возник некий раздрай. Командир в смятении кричал: «Взлётный, взлётный» (режим работы). В ответ слышались отчаянные возгласы 2-го пилота – «Что ты делаешь, Андрюха»!? Вперемешку с русским матом …
В итоге, так и не набравший требуемую высоту Як-42 задел крылом радиомаяк, и разваливаясь на куски, рухнул в реку Туношну в месте её впадения в Волгу.
Из находившихся на борту 45-ти человек (37-ми пассажиров и 8-ми членов экипажа) в катастрофе выжили лишь двое – получивший тяжелые травмы бортинженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов.
Трагическое событие повергло в шок Ярославль, да и всю страну. Во взорвавшейся блогосфере звучали соболезнования, высказывались версии случившегося. В общий хор слились пожелания Галимову, лучшему нападающему «Локомотива»: «Саша, живи»!
Хоккеист был переправлен самолётом МЧС из Ярославля в Москву – в НИИ им. Вишневского. И прожил еще 5 дней. Однако полученные им ожоги оказались несовместимыми с жизнью. Несмотря на интенсивную терапию, 12 сентября Александр Галимов скончался.
Комиссия, приступившая к расследованию катастрофы, склонялась к ошибке экипажа. Высказывалась версия, что летчики по какой-то причине забыли привести во взлетное положение рули высоты.
Но особое внимание экспертов МАК привлекли показания «черных ящиков», указывающие на некую «дополнительную силу торможения». Она не позволила самолёту набрать взлётную скорость. Возможно, один из пилотов мог случайно нажать на педаль тормоза. В Як-42 её конструкция отличалась от тормозной педали Як-40, более привычной для экипажа.
Вместе с тем, специалисты, выступившие в СМИ с комментариями, не исключали и отказ техники: «Як-42 – машина неплохая, но как бы сделанная «на вырост» из более доведенного Як-40. Наподобие, как из 3-х дверной «Нивы» делают 5-ти дверную - с неизбежными «добавочными наворотами» в системе управления» … Не случайно, после катастрофы 2011 г. по итогам прокурорской проверки часть парка Як-42 была снята с эксплуатации.
Споры продолжаются по сей день.
Ярославцы же хранят светлую память о легендарной хоккейной команде. В знак всенародной скорби воздвигнуты три мемориальных ансамбля
Мемориал в Туношне на месте катастрофы (в 12-ти км от городской черты Ярославля по Костромскому шоссе)
На месте катастрофы близ села Туношна возведена часовня с поклонным крестом
В точке падения самолёта установлен памятный камень с именами хоккеистов «Локомотива».
По традиции хоккейные «фэны» оставляют здесь клубные шарфы
Со смотровой площадки открывается вид на место трагедии – поросшее кувшинками устье речки Туношны
На фоне идиллически-безмятежной природы можно поразмышлять о превратностях судьбы
Буквально в 500-х метрах от мемориала находится действующий храм Рождества Богородицы (1781 г.). Здесь можно поставить свечи, подать поминальные записки.
Мемориал на Леонтьевском кладбище в Ярославле (вход с ул. Чехова, 45)
Идут люди и к месту упокоения команды на Леонтьевском кладбище Ярославля. На памятной стеле хоккеисты предстают молодыми, полными жизненных сил.
Эх, ребята-ребята …
Рядом вокзал Ярославль Главный с сортировочным терминалом. Слышно, как на рельсах гремят локомотивы, тянущие за собой составы на просторы Транссиба: к Екатеринбургу, Омску
Мемориал у ледовой «Арены-2000» (ул. Гагарина, 15)
Сегодня в ледовой «Арене-2000» играет новый состав «Локомотива». Кипят спортивные страсти, бушуют эмоции на трибунах.
При входе вас встречает стела с фотографиями легендарной хоккейной дружины 2011.
А рядом установлен выразительный памятник «Хоккейное братство». Композиция, вроде бы, составлена из ряда хоккейных клюшек. Но одновременно похоже на птицу, сорвавшуюся с крыла …
Плывущие облака создают удивительный эффект «парения в пространстве». Это усиливает восприятие памятника как падающей птицы – образной аллегории погибшей дружины …
Невольно вспоминаются строки великой поэмы «Слово о Полку Игореве» (кстати, найденной в Ярославле):
Дружину твою, княже,
Птиць крилы приоде …
Князем слава,
А дружине Аминь!
P.S. Почти через год после выхода статьи довелось посетить ещё один ярославский мемориал – памятное надгробие легендарного нападающего «Локо» Александра Галимова на кладбище Чурилково-Западное. Видно, что товарищи о нём не забывают