Найти тему

Фильм «Принять удар»: электрическое напряжение в семье

Сегодня смотрим психологический триллер выпускницы нашей киношколы Елены Рябцевой «Принять удар»! Мы уже рассказывали о ее первом режиссерском проекте комедии «Вера и сомнение», в следующем проекте Елена решила попробовать себя в новом жанре! Посмотреть фильм «Принять удар» можно здесь


Что вдохновило тебя на такую историю?

«Принять удар» — мой дипломный проект (и второй фильм после «Веры и сомнения»). На курсе
«Автор кино» в киношколе «Свободное кино» нужно было написать три заявки короткометражного фильма. Помню, что две я написала быстро, а над третьей пришлось помучиться: я искала какие-то источники, на что опереться, потому что на первых двух мои идеи тогда закончились. Мне всегда нравились социальные эксперименты, я время от времени на них натыкаюсь и всегда читаю с большим удовольствием, потому что они позволяют без прикрас посмотреть на себя как на члена общества. А еще я люблю белых мышей, и в детстве у меня дома жили мышки. Так я наткнулась на описание эксперимента «Вселенная 25» — о мышином рае. Моя заявка тогда называлась «Можете ли вы убить мышь?» Удивительно, но из трех идей нашему куратору Владимиру Кудряшову понравилась именно эта, но он предложил усилить проблему и взять в качестве подопытного не животного, а человека. Так я вышла на эксперименты Стэнли Милгрэма — величайшего, я считаю, человека и ученого — и такие фильмы, как «Эксперимент «Повиновение» (2012), «Эксперимент» (2000), «Эксперимент 2: Волна» (2008) и «Храбрец» (1997). Я взяла за основу «Подчинение: исследование поведения» Милгрэма, но поиграла с добровольностью участия и сделала электрический ток настоящим.

-2

Почему выбрана именно линия отношений отцов и детей?

Кажется, что молодые кинематографисты всегда хотят решить какие-то проблемы, связанные с разрывом поколений, и тем самым ответить на вопрос, почему я вообще снимаю кино. В «Принять удар» этот извечный конфликт обнажает неустойчивость иерархии «отец — сын», потому что в рамках эксперимента они у меня меняются местами: обладая властью нажать на кнопку, сын («учитель» по Милгрэму) обязательно воспользуется ею и покажет свое превосходство над отцом («учеником» по Милгрэму).

-3


Какие были сложности на съемках и как готовили локацию помещения, где происходит эксперимент?

Фильм мы сняли за четыре смены, две из которых приходились на съемку в подвале. Подвал нам любезно предоставила моя знакомая: он находится в ее частном доме в Подмосковье, и тогда она только готовилась делать ремонт, чтобы оборудовать там библиотеку (или энотеку). Наш прекрасный реквизитор сделал электрический стул своими руками у себя на балконе. Стул был складной: это оказалось очень удобно, потому что я проездила с этим стулом по всей Москве и Подмосковью — и он отлично помещался в багажник, только вот таксисты всегда очень боялись и спрашивали, работает ли он. Помню, я провела весь день в холодном сыроватом подвале, а когда вышла на улицу — поразилась, что сейчас вообще-то июль и стоит несусветная жара (не как в этом году). Из сложного была съемка с крана в этом самом подвале: мы потратили на это просто кучу времени: снимали в конце одной смены и продолжили с утра на следующий день, всего было дублей 18 — ради одного кадра, когда герои заходят в подвал и впервые видят электрический стул. Зато получилось очень красиво! А еще мы снимали сцены на лестнице в доходном доме Танеева на Большой Татарской улице — летом 2015 года он был в аварийном состоянии и готовился к сносу, каково же было мое удивление, когда на следующий год я прочитала в новостях, что этот дом получил статус объекта культурного наследия! Но там действительно потрясающей красоты и необычности раздвоенная лестница — и ее можно увидеть в нашем фильме.

-4


Какая была фестивальная судьба у фильма?

Фильм зрители сразу почему-то прозвали «европейским». И, действительно, с фестивалями хорошо сложилось именно в Европе, особенно в моей любимой Великобритании: оттуда я получила дипломы (в следующем порядке) за 3, 2 и 1 место. Еще один британский онлайн-фестиваль назвал Вячеслава Паршина лучшим актером и отметил операторскую работу. Но приятнее всего было получить мини-рецензию от жюри лондонского фестиваля The Monkey Bread Tree Film Awards, в которой «Принять удар» сравнили с «Останься» Марка Форстера и произведениями Кафки. А на родине фильм занял первое место на II Всечувашском кинофестивале «Асам».

-5

Мы гордимся и следим за успехами наших выпускников! Скоро выйдет очередной фильм Лены «Fatum». Мы желаем фильму удачи и успешного путешествия по фестивалям!