От генерального директора автотранспортной компании ВЕРУС вот такой интересный материал!
Пятница, вечер, 7 июля! Сводка новостей. С 1 августа повышается утилизационный сбор на тягачи в 1,7 раза.
Это Ещё плюс 700 тысяч к стоимости тягача. С 1 января был повышен этот сбор на 600 тысяч рублей на прицепы, теперь вот очередь дошла и до тягачей!
Излишне говорить о том, что все инвестиционные проекты сразу улетели в трубу. При этом непонятно как планировать развитие компании, если в любой момент все может измениться. Причём все меняется всегда в худшую сторону и к тому же внезапно. Все сборы и пошлины вводятся практически сразу и в значительных суммах. Вводятся таким образом, что у тебя нет возможности как-то адекватно отреагировать, особенно с учётом резко удлинившегося производственно-инвестиционного цикла.
Скажем, Верус изучил рынок авто и принял решение закупить 300 Ситраков китайского производства, оплатив аванс ещё в январе месяце.
К моменту принятия решения о росте утильсбора ни одного тягача ещё не пришло, 7 штук стоит на растаможке и это все. Получается, что теперь придётся платить на 700 тысяч больше за каждый Ситрак!
С 300 единиц - это плюс 210 млн рублей! С 700 тысяч рублей на 5 лет - это 16 тысяч в месяц по ставке 13,2% с каждого тягача.
С учетом того, что ТОНАР также поднял цены на 300 тысяч рублей это дает рост ежемесячной выплаты еще почти на 7 тыс рублей.
Таким образом, сумма лизингового платежа на автосцепку увеличивается до 313 тысяч рублей в месяц.
Второй удар - это серьезное падение курса национальной валюты!
Рубль упал с 11,62 за юань до 12,78 всего за неделю, то есть на 10%, что увеличило цену тягача на 838 тысяч рублей, что гарантирует дополнительную выплату по лизингу в 20 тысяч рублей в месяц.
А если взять 1 год: мы платили 7,69 за юань еще 30 июня прошлого года, сегодня 12,76, итого рубль за год упал на 66%! Таким образом, только за счет падения рубля наш Ситрак за год вырос с 5,6 млн до 9,4 млн рублей, а теперь еще добавим 700 тысяч и получим более 10,1 млн рублей. 5 лет назад мы Сканию покупали за 4,9 млн, а теперь Ситрак вдвое дороже стоит. Немецкие прицепы стоили 1,3 млн, а теперь турецкие дороже 5 млн. Почти 4-х кратный рост!
Третий удар - это скорость, с которой ЦБ обвалил российский рубль!
10% падения и всего за 2 недели!
ЦБ говорит - посмотрите на платежный баланс РФ. Там сокращение. Да, но РФ идет примерно на 119 млрд долларов плюса, то есть сальдо положительное, оно меньше, чем обычно примерно в 2 раза, но в плюсе и плюсе существенном. ЦБ не связывает падение рубля с дефицитом бюджета РФ, который к тому же резко сократился почти на 600 млрд рублей в прошлом месяце, так что говорить об этой причине тоже не приходится.
Да и существует масса государств, не имеющих таких ресурсов, какие имеем мы, и у которых баланс стабилен и валюта такими скачками не прыгает и вообще не падает.
В итоге таких резких падений у экономических агентов нет четкого понимания того, что будет дальше.
Естественно, все рынки в РФ остановились, все ждут куда пойдет рубль, многие ждут отката назад, ведь фундаментальных предпосылок такому падению не было и нет. Кто-то ждет продолжения падения, ведь зачем-то ЦБ начал это делать, а значит и продолжит, тем более, что в его комментариях не чувствуется что происходит что-то выходящее за рамки его ожиданий.
Вот все и стоят, и ждут. На рынках остановилась продажи техники. Совсем. Все замерли.
А кредитные ставки меж тем растут, пока все стоят и все стоит, проценты капают.
Четвертый удар - рост ставки по кредитам!
Так как падение рубля вызовет рост инфляции ввиду существенной доли импорта в экономике РФ, ЦБ уже объявил о поднятии ставки рефинансирования. Банки отреагировали немедленно и уже (заранее) сообщили о 1,5% росте ставок по кредитам и лизингу. Это увеличивает лизинговые платежи на 11 тысяч рублей в месяц с 1 авто.
Пятый удар - дефицит водителей!
Сегодня, как я писал ранее, рынок в РФ уже затоварен техникой, и предложение на рынке перевозок определяется не наличием техники, а наличием водителей, которых больше не становится. Однако, к середине лета наметившийся было рост объема перевозок, остановился. Цена перестала расти. Водителей больше не становится, в условиях дефицита растет заработная плата водителей, с учетом налогов, то есть на руки (наш подоходный налог в 2,5 раза меньше европейского) практически приблизившаяся к зарплате в Европе. Лучшие водители у нас в компании уже получают больше, чем в Европе.
В этот момент государством принимается решение о предоставлении возможности Автодору увеличения стоимости платных дорог, причем в разы.
И это будет шестой удар по отрасли. Ждем!
Отрасль грузоперевозок - очень конкурентоспособная и фрагментированная. Высокая доля принадлежит частникам, ИП, которые платят существенно меньше налогов, чем большие компании.
Так как доля ИП более 80%, то они, в конечном счете и определяют рыночные цены. При этом свой труд в издержки они записывают, налоги не платят, груз не страхуют, многих платежей и сборов избегают как только могут. Техника у них зачастую старая, но вышедшая из лизинга (поэтому часть проблем со ставками и ценой техники к ним сегодня не относится), ездят они на 30% меньше, потому что остальное время ремонтируются. В общем масса тех изменений, о которых я тут пишу, их не касается, точнее сегодня не касается. Поэтому ожидать существенного роста цены, отыгрывающего рост издержек, не приходится. Они будут ездить "за шапку орехов". Но вот завтра все их коснется, и коснется существенно. Но это будет завтра. А большим и средним компаниям нужно жить и работать сегодня. У них парк машин - его нужно обновлять, у них лизинг - его нужно платить. 1 день простоя машины уже стоит более 15 тысяч убытков (стоимость лизинга, простой водителям, постоянные издержки)!
Себестоимость перевозок только за последние 2 недели увеличилась на 54 тысячи рублей в месяц с 1 авто, что с учетом ежемесячного пробега, дает плюс 3,5 рубля дополнительных издержек на км.
Таким образом, цена на перевозки только для того, чтобы оставаться в плюсе, должна вырасти минимум до 60 рублей за км (+6,3%), а ведь мы не отыграли еще предыдущий рост издержек на автодороги (рост на 23% в феврале).
И государство тоже можно понять - идет СВО, огромное напряжение всех сил и ресурсов, взять которые как раз можно только из экономики, с бизнеса. Да и рынок отечественных производителей от импорта нужно защищать для их же развития (ТОНАР, Камаз). Все это понятно, но так или иначе весь рост затрат окажется в цене потребителя. А Президент только 2 недели назад сказал про таргет по инфляции в 3% годовых. И как только сказал, так и полетело все в тар-тарары. Как специально! А может специально?