Снохачество, сожительство свекра со снохой, было широко распространено в российской деревне в прошлые века. Пользуясь отсутствием сыновей (отъезд в город на заработки, воинская служба), а иногда и в их присутствии свекры склоняли молодых невесток к близости.
К снохачеству на Руси всегда относились снисходительно, хотя церковь пыталась бороться с этим явлением.
Тема взаимоотношений невесток и свекров стара как мир. Вспомните хотя бы “Тихий Дон” — как казаки, отправляясь воевать, переживали, что молодые жены с их отцами остаются! Бывает, что ничего не подозревающий муж растит не сына, а своего брата.
До XX века на Руси большая часть населения жила в сельской местности — 85% жителей страны были крестьянами или мелкими помещиками, не имеющими желания или возможности выехать в город. Старшим в семье становился всегда мужчина — самый мудрый, добившийся каких-то успехов или просто доживший до преклонных лет. Его власть в семье, которая могла состоять из трех или даже четырех поколений, всегда была безграничной.
Развивалось снохачество в первую очередь из-за бедности — многие сыновья не имели возможности жить с женами отдельно, а потому оставались даже после свадьбы под опекой родительского крова. Особенно широко распространено снохачество было в XVIII-XIX веке.
Снохачество практиковалось в семьях, где сыновей забирали в рекруты. Воинская служба в дореволюционной России была очень долгой – рекруты служили по 25 лет.
Причиной снохачества было и отсутствие работы — заработок молодые мужчины могли искать буквально за тридевять земель, но брать с собой в путь супругу не имели возможности. Молодую жену оставляли дома под опекой отца, и те свободно сожительствовали с невестками.
Старшие мужчины к снохачеству склоняли не по ошибке — мол, проходила мимо, соблазнила и «так получилось». Нет, они умышленно подбирали в жены сыновьям молодых красивых девушек, рассчитывая на дальнейшую связь.
По родственным связям снохачество считалось инцестом, хотя кровной связи между свекром и невесткой не было. Преступление осуждалось обществом и церковью — в редких случаях, когда снохачество было доказанным, оно могло послужить причиной развода.
Давние нравы предполагали, что в день свадьбы муж становится практически хозяином своей жены, а потому берет ее себе в дом. Приходя в чужую семью, молодая девушка старалась понравиться всем, но оставалась практически бесправной, ведь должна слушать не только мужа, но и всех старших.
Главы семейств пользовались своим положением — они специально принимали невестку враждебно, чтобы та пыталась получить благоволение всеми доступными способами. Если девушка не понимала, что от нее требуется, или осознанно рисковала отказывать свекру — тот загружал ее грязной и тяжелой работой для усмирения характера. В иных случаях наказывал молодую девушку ее муж по поручению недовольного «поведением» невестки отца.
Родители девушке помочь не могли, так как принять дочь назад домой считалось в те времена достаточно постыдным. Значит больше никто и не возьмет. Девушкам приходилось терпеть домогательство «старших» и одаривать тех своей лаской, чтобы выжить в непростых условиях.
Более смышленые пытались обернуть ситуацию себе в пользу, ведь за свою покорность перед свекром могли получать ценные подарки, красивые наряды и дополнительные дни отдыха от домашней работы.
Если о греховной связи узнавал муж, виновной всегда считалась женщина. Отца семейства винили очень редко, ведь его уважали и боялись.
Снохачество было настоящим бичом общества. Из-за него семьи распадались — молодые уходили жить к родителям жены, хотя это считалось очень постыдным. Снохачество способствовало и уменьшению количества населения — в семьях случались убийства на почве ревности.
Снохачество упоминается в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862):
"…Холодная усмешка скривила губы Базарова. — Ну, насчёт общины, — промолвил он, — поговорите лучше с вашим братцем. Он теперь, кажется, изведал на деле, что такое община, круговая порука, трезвость и тому подобные штучки — Семья наконец, семья, так, как она существует у наших крестьян! — закричал Павел Петрович. — И этот вопрос, я полагаю, лучше для вас же самих не разбирать в подробности. Вы, чай, слыхали о снохачах?"
Упоминается оно и в историческом романе советского писателя, выходца из крестьян Олонецкой губернии, А.П. Чапыгина «Разин Степан» (1924-1927):
"Недалеко от битого места дерутся две бабы. У них в руках было по караваю хлеба. Теперь хлеб затоптан в песок, а бабы, сорвав с головы платки, таскаются за волосы, шатаясь, тычутся в толпу. Толпа науськивает: — Белобрысая, ты за подол ее, за подол! — Кажи народу ее подселенную! — Черная жонка, вали ее, дуй коленкой-то в пуп! В пуп, чертовка, да коленкой, — э-эх! — А не, робята! Русая забьет. Страсть люблю у жонок зады — мякоть… — Лакомый, видать, снохач?"
Ученые отмечают, что отношение к снохачам по регионам было разным:
«В ряде мест, где снохачество было распространено, этому пороку не придавали особого значения. Более того, иногда о снохаче с долей сочувствия говорили: «Сноху любит. Ен с ней живет как с женой, понравилась ему».
По отзывам крестьян Борисоглебского уезда Тамбовской губернии снохачество встречалось часто, но традиционно считалось в селе самым позорным грехом. Снохачи на сходе при решении общественных дел игнорировались, так как каждый мог им сказать: «Убирайся к черту, снохач, не твое тут дело».
Раздел земель в XIX веке поспособствовал распаду крупных семей — молодые могли получить свой участок и жить отдельно. Именно это стало причиной постепенного исчезновения снохачества как социального явления.
Ваш лайк - наша награда ❤️
Только уникальные авторские статьи на нашем альманахе 💕Получайте удовольствие от чтения!