Пересматривая в очередной раз фильм "Дневной дозор" я наткнулся на упоминание даты начала специальной военной операции. Более того, это не просто случайная цифра оторванная от реальности, в фильме есть косвенные подсказки что речь именно о СВО, а не о чем-то другом.
Начну немного издалека, если вы не видели фильмы "Ночной дозор" и "Дневной дозор", можете не переживать, спойлеров не будет, но я должен ввести вас в курс дела. В фильмах есть такие персонажи как Завулон и Гесер (это фамилия такая, зовут его Борис Иванович).
Вот они оба, на лавочке (Гесер слева, Завулон справа).
Так вот, по фильмам между ними идёт некая борьба, ну или не между ними, а между силами света и тьмы, а они просто участвуют, тут не совсем понятно... Дело в том, что фильм "Ночной дозор" начинается с того, что они встречаются на мосту в средневековых доспехах и сражаются, но не лично, а при помощи их подопечных.
А потом заключают договор перемирия, причем не формально лицом к лицу, а через "сознание" человека.
Это, на мой взгляд, толстый намек на то, что и Завулон и Гесер это персонификация абстрактных сущностей, таких например как Эрос и Тонатос, Покорность и Неповиновение, Порядок и Хаос и тд.. И живут они и ведут борьбу в головах людей, метафорически.
Я отдельно подчеркну, что речь не о книжной вселенной Лукьяненко, а сугубо о киновселенной Бекмамбетова созданной им по мотивам книжной вселенной Лукьяненко.
"Дозоры" - это два законченных произведения и их можно и нужно рассматривать отдельно от книг, не смотря на то, что сам Лукьяненко принимал участие при разработке сценария и даже снялся в одной эпизодической роли.
Возвращаясь к персонажам - Гесеру и Завулону - стоит отметить в каком виде они предстают перед зрителем.
Завулон чаще всего броско одет, и часто "озорничает", и вообще вся его свита одевается довольно пафосно, что возможно намекает на культ потребления среди них. (Так же они часто пируют, ездят на роскошных дорогих машинах и тд)
Что касается Гесера, он одет как правило в костюм, рубашку, галстук, пальто.
его свита одевается в рабочую форму, и работает в компании "ГОРСВЕТ", ездит на рабочих автомобилях.
Что возможно является своеобразным намеком на пролетариат.
Можно даже сделать предположение что Гесер и Завулон будучи персонификациями абстрактных сущностей, как я уже упоминал ранее, воплощают конкретные абстракции, а именно: Коммунизм и Капитализм, общество производства и общество потребления.
В пользу этой трактовки ещё говорит моя фантазия на тему фамилий, например фамилия "Гесер" вполне возможно является завуалированной формой фразы "ГЕнеральный СЕкРетарь", в советском союзе сокращение было иное: "Генсек". Конечно, это лишь версия, но она подкреплена одеянием, поведением и окружением этого персонажа, а так же тем, что если бы я захотел написать про Генерального Секретаря ,без привычного сокращения до "генсека", дабы завуалировать это, но не скрыть, я бы тоже рассматривал слово "Гесер" как одну из форм подобного сокращения.
В киновселенной так же присутствуют "иные", сильные маги. Маги видят друг друга и могут общаться с Гесером и Завулоном напрямую, что на сколько мне известно не доступно обычным людям. Я не уверен и это лишь догадка, но вполне возможно "иные" это писатели, пропагандисты, художники, философы, политики и тд. В общем люди работающие на поприще идей и смыслов, поэтому они и общаются с Завулоном и Гесером напрямую, они ведь оба - идеи\концепции.
Но в принципе иные могут быть не просто людьми, но даже и творческими коллективами персонифицированными в конкретном "ином", вплоть до коллективов соответствующих отдельным республикам\областям (но это уже очень отдаленная фантазия на тему фильма)
Одна из таких иных, считающаяся "Великой иной" (там довольно много великих, но разумеется сильно меньше чем обычных иных), она в попытке защитить своего любимого вступает в борьбу с самим Завулоном, обрушивая на него массу троллейбуса с номером 22.
Я не буду спойлерить тем, кто не видел фильм, кого именно она защищает и почему, сути дела это не изменит.
Главное это то, что одна из частей (конкретный коллектив) одной идеологии\политики, вступает в противостояние с другой идеологией\политикой причем со всей. Это и есть СВО, открытое\официальное противостояние начатое 22-м году.
Причем здесь идет речь не о Украине и России, а о противостоянии Запада и Востока, Потребления и Производства,... Россия это лишь "Великая иная" в игре этих концепций, они куда древнее и обширнее чем наше или чьё либо государство, им тысячи лет (десятки или сотни тысяч лет, но это уже совсем другая история).
Если не верите, пересмотрите фильм сами, памятуя о том, что я написал и это станет очевидно.
Кстати, эта "Великая иная" не победила в этой борьбе... но и не проиграла, однако она смогла серьёзно рассердить Завулона.
Разумеется, сама цифра могла бы быть любой, 22 это чистое совпадение, троллейбус мог быть и номером 117 или 512, это не важно, важна именно концепция противостояния в моменте.
Вообще про эти дозоры можно многое рассказать, взять тот же "сумрак", мне кажется это особое состояние по типу глубокой рефлексии или даже депрессии когда ты можешь сделать нечто особое в плане творчества, но долго в "сумраке" находиться не получится ибо он поглощает жизненную силу (ну и там много уровней "сумрака").
Однако я не уверен что досконально понимаю "Дозоры", мне всегда кажется что я что-то упускаю, наверное так и есть.
Пытаться разбираться в фильмах я начал совсем недавно и нахожусь в процессе "преисполнения", если вы увидели какие-то свои смыслы, можете написать о них, мне интересно на сколько они открыты и заметил ли их я.
__________________________________________
Больше подобных разборов сюжетов в подборке "Исследование историй"