Япония, оккупация США, Хиросима и Нагасаки. Как японцы пережили этот этап, как американская культура вливалась в культуру закрытой Азии, узнаем от фотографа Сёмей Томацу в этой статье. Подпишись, и поехали!😉
Родившийся в 1930-м году, Сёмэй юношей стал свидетелем поражению своей родины во Второй мировой войне, атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, а также последовавшей за этим американской оккупации. Официально она проводилась в период с 1945-го по 1952-й годы, но де-факто длилась гораздо дольше, а черты её отчасти сохраняются и по сей день.
Японское общество, для которого бесчестие было едва ли не главным позором, какой может выпасть на долю человека, низринулось в самую пучину бесчестия. По крайней мере таковым казалось новое положение заложника многим японцам. Поначалу американские власти отменили прежнюю цензуру, но лишь затем, чтобы ввести собственную. Прежде запрещённое европейское видение искусства теперь не только не запрещалось, но всячески поощрялось.
Мастер приступил к созданию цикла "Жевательная резинка и шоколад" в 1958-м году, а закончил лишь к 1980-му. Название серии было по-японски двусмысленным, оно говорило о сладостях, которые американские солдаты вручали местным детям. При этом, Томацу подчёркивал, что эти подачки были «сладкими и вызывающими привыкание, но в конечном итоге лишёнными питательной ценности», что весьма красноречиво передаёт его личное отношение к этому явлению.
«Казалось, будто Америка просочилась через щели в проволочных заборах, окружающих базы, и со временем залила всю страну», – добавлял фотограф. Он снимал это тихое вторжение: от моряков и солдат с военных баз до надписей «Пепси» на стенах. Порой, будто нарочно, Томацу сталкивал в одном кадре современно одетых европейцев и японцев в традиционных костюмах.
Не менее самобытным оказался подход Томацу к другому своему проекту, посвящённому последствиям бомбардировки города Нагасаки. На снимках Томацу люди с келоидными рубцами на лицах и других частях тела сохраняют дистанцию по отношению к зрителю; порой все черты и приметы кроме самих шрамов скрывает тень. При этом зритель неизбежно понимает, что самое сокровенное и интимное уже продемонстрировано.
Как вы считаете, смог ли фотограф донести до нас то, что хотел? Или вы ничего не поняли? Жду вас в комментариях👇. И обязательно подпишись и поставь лайк! Впереди ещё много интересного😉