Найти тему
Курган и курганцы

«Народ, который создал эту игрушку, – великий народ»

Оглавление

Фигурка, которую высоко оценил Огюст Роден, и другие изделия русских умельцев

Русская народная игрушка. Держишь ее, глиняную или деревянную, в руках и чувствуешь тепло и заботу, доброе пожелание от мастера, который ее делал, бережно следуя всем традициям. К глиняным игрушкам можно отнести Абашевскую, Дымковскую, Каргопольскую, Плешковскую и Филимоновскую. К деревянным – Богородскую, Мазыкскую, матрешку, птицу счастья. Подробнее рассмотрим некоторые из них.

Матрешка

-2

Первые матрешки в России появились в 1890-х годах. По одной версии, жена купца Саввы Мамонтова, державшего в Москве магазин «Детское воспитание», привезла из Японии куколок – семь богов счастья, которые вкладывались друг в друга. Художник Сергей Малютин вдохновился и создал аналогичную игрушку. По другой версии, он нашел прототип в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

Так или иначе, токарь Василий Звездочкин по эскизу Малютина выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок: девушка с черным петухом в руках, девочка с караваем, брат с сестрой, младенец в пеленках и другие. Готовую игрушку назвали матрешкой: тогда в стране было популярно имя Матрена (с латыни – «мать семейства»). В 1900 году новинку показали на Всемирной выставке в Париже, она получила бронзовую медаль и известность.

Стали популярны матрешки с изображением русских девушек с платками на головах. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, была создана игрушка с героями произведений «Тарас Бульба» (12+) и «Ревизор» (12+). Через три года, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили изделие с Наполеоном, Кутузовым, генералами и солдатами. Тематических матрешек делали и в советское время. 42-местную создали в 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки. Каждая фигурка символизировала один год советской власти. Привычнее, конечно, куклы из трех, восьми и 12 элементов.

3 января принято отмечать День русской матрешки. Этой кукле посвящены шесть музеев: в Москве, Нижнем Новгороде, Калязине, Нолинске, Вознесенском и Сергиевом Посаде.

Каргопольская

-3

На левом берегу реки Онеги в районе Каргополя в XI-XIII веках зародился гончарный промысел. Зимой, когда не нужно было работать в поле, крестьяне садились за гончарный круг. На продажу лепили посуду: горшки, квашни, крынки, а из остатков глины делали разные фигурки и зачастую просто так дарили детям.

Игрушки изображали бородатых мужиков, баб в широких юбках-колоколах, медведей, оленей, лошадей, коров и птиц. В начале XX века появились сюжетные: охота и рыбалка, стирка белья и работа в кузнице, сбор урожая, праздничные гулянья. Попадались фантастические существа – Полкан наподобие кентавра и Тянитолкай, конь с белой и черной головами, между которыми был посажен глиняный всадник как воплощение вечных метаний человеческой души.

До конца XIX века при создании Каргопольской игрушки использовался «обварный метод». Только-только обожженное раскаленное изделие погружали в муку, она пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы. Вот и вся роспись. В конце XIX – начале XX века распространился «поливной метод». Перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. В печи свинец плавился, превращаясь в красивую зеленоватую глазурь. Мастера стали использовать мел, цветную глину, сажу и охру.

После революции 1917 года промысел чуть было не угас. В 1950-е годы в окрестностях Каргополя единственным гончаром-игрушечником была Ульяна Бабкина из деревни Гринево. Она создавала групповые сюжетные сценки. Ее фигурки отличались динамичностью и изящностью. Благодаря интересу к ее работам и началось возрождение каргопольского промысла. В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который вскоре стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры». В 2003 году в городе появился дом-музей семьи Шевелевых – представители этой династии делают глиняные игрушки по сей день.

Дымковская

-4

Первое письменное упоминание о дымковской игрушке относится к 1811 году. Генерал-майор Николай Хитров, сосланный из столицы в Вятку, описал и изделие, и праздник, где оно использовалось. 17 мая по старому стилю отмечали Евдокию Свистунью и вспоминали тех, кто погиб в Хлыновском побоище 1418 года. Памятные дни завершались всеобщей игрой на глиняных свистульках.

В слободе Дымково Вятской губернии (ныне территория города Кирова) секреты ремесла передавались по женской линии – от матери к дочери. Игрушку лепили из красной глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, и раскрашивали темперными красками, смешанными с куриными яйцами и разведенными квасом. Для блеска изделие смазывали взбитыми яичными белками. Фигурки получались яркие и пестрые. Все было символично: перекрещенные полоски означали колодец, волнистая линия – воду, круг со звездой – солнце, ромб – плодородие.

Тематика традиционной «дымки»: барыни в пышных платьях с кокошником на голове, женщины с коромыслом, скоморохи, мужчины в русской национальной одежде, продавцы пирогов, офицеры, няньки с младенцами, нарядные мальчики и девочки, индюки, куры и петухи, кони, свиньи, собаки, другие животные и птицы. Дымковская игрушка не любит «одиночества», мастера исконно создавали целые композиции, будь то катание детей на карусели, коллективное чаепитие, семейный вечер у печи, зимние забавы или лодочная прогулка Степана Разина с княжной.

В 2010 году у театра кукол в Кирове установили скульптуру «Семья»: барыню с младенцем, мальчика со свистулькой и бравого молодца с гармошкой. Рядом с ними стоит скамейка. Тут же на бронзовом свитке дано напутствие: «Мечтаешь о счастливой семье – присядь на скамейку; желаешь веселой жизни – дотронься до гармошки; хочешь продлить род – прикоснись к младенцу».

Абашевская

-5

В селе Абашево Пензенской губернии были богатые месторождения глины. В XIX-XX веках здесь проживали лучшие в стране мастера гончарного дела. Когда умельцы, изготавливавшие глиняную посуду, не смогли соперничать с фабриками и заводами, многие из них стали делать свистульки.

Абашевский промысел носил семейный характер. К работе привлекались дети: с 10 лет они участвовали в разминке глины, в 15-16 уже садились за изделия.

Самая известная династия носит фамилию Зоткины. Тимофея Никитича Зоткина, единственного из всех народных мастеров глиняной игрушки Пензенской области, в 1981 году приняли в члены Союза художников СССР. Его работы попали в Лувр, Эрмитаж и Государственный исторический музей, в музеи Сергиева Посада (Московская область), музей народного творчества Спасска (Пензенская область), Картинную галерею имени К.А. Савицкого (Пенза), в многочисленные частные коллекции.

Глиняных животных и птиц из Абашево характеризует длинное туловище и короткие лапы/ноги. Оленей, баранов, козликов, львов часто изображали с пышными кудрями.

Абашевская игрушка высмеивала человеческие пороки, например, сребролюбие, воровство и глупость. Скупого князя могли представить в образе барана с человеческим лицом, городового – со взятками или на свинье, офицера – с украденным петухом. Были популярны барыни-«дуры».

Для росписи мастера использовали масляные и эмалевые краски. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета. Традиционный размер – в ладонь.

Богородская

-6

Есть такая деревянная игрушка под названием «Кузнецы»: если двигать специальные планки, человек и медведь с молотками в руках начинают стучать по наковальне. Такую вещицу как-то подарили французскому скульптору Огюсту Родену. В 1910 году к нему приехали русские художники-модернисты. Роден вытащил «кузнецов» и поинтересовался: «А многие у вас смогут вырезать такую игрушку?». Ему ответили, что многие: под Москвой есть целая деревня мастеров. Тогда скульптор произнес: «Народ, который создал эту игрушку, – великий народ».

Игрушечный промысел в деревне Богородское возник на рубеже XVIII и XIX веков. Резчики делали фигурки людей, зверей, птиц, показывали бытовые сцены, героев из сказок и басен. Так, например, крестьянки рубят капусту, игроки режутся в карты, заяц барабанит лапками по пню, медведь бьет в колокола или парит собрата в бане, курочки клюют зернышки. Их часто продавали «бельем», то есть неокрашенными. Из одного липового, осинового или ольхового полена могло получиться четыре дорогие игрушки. А из поленьев с дефектами и обрезков дерева нарезали дешевый щепной товар.

Богородская игрушка двигается с помощью планки, кнопки или баланса (отвеса). Дергунчиками или дергунами называются фигурки, подвижные части которых соединены нитками. Они вошли в моду в конце XIX – начале XX веков. Самые популярные богородские дергуны – медведь-плясун и сова, ставшая впоследствии вешалкой. Современные богородские игрушки изображают медведя, поднимающего российский флаг или работающего на ноутбуке, зайца со сноубордом, Деда Мороза на вертолете и Щелкунчика.