Анна Тютчева родилась в 1829 году и была дочерью известного поэта Фёдора Тютчева. Она получила образование в Германии и в 18 лет приехала в Россию. Материальное положение семьи было стесненным, и отец выхлопотал ей место при дворе. Анна стала фрейлиной цесаревны Марии Александровны и застала правление двух императоров - Николая I и Александра II. О том, что она видела при дворе, остались интереснейшие воспоминания.
Анна знала, что ей позволили быть фрейлиной, потому что она умная и некрасивая. Ум ее госпожа-цесаревна определила по прочитанным письмам Тютчевой, а внешность, которая была далека от уродства, но все-таки не сражала наповал мужчин императорского дома, была признана подходящей. Большинство фрейлин использовали свое положение для поиска выгодных партий, а некоторые даже становились любовницами императоров, и высокопоставленным женам это не нравилось.
Чем занимались фрейлины? По сути, они были сопровождающими своей госпожи, в данном случае - цесаревны Марии Александровны, жены будущего императора Александра II. Фрейлина почти не имела личного времени и в любую секунду была готова отправиться на прием, на бал, в театр, куда прикажут, соответственно одетая, чтобы поддерживать там светскую беседу и оттенять хозяйку.
Жили фрейлины в маленьких комнатках в довольно аскетичных условиях. Анна часто ощущала себя одинокой и поначалу много плакала. Вероятно еще и потому, что балы и приемы ей всегда были в тягость, а времени на чтение и размышления у нее почти не оставалось.
О своей госпоже, Марии Александровне, немецкой принцессе, ставшей впоследствии русской императрицей, Анна Тютчева говорит, что та выглядела гораздо моложе своих лет, была очень хрупкой и стройной. Фрейлина описывает неправильный нос княгини, отсупающий назад подбородок, глаза чуть навыкате, тонкие сжатые губы. Но при этом восхищается ее сложной натурой и одухотворенностью.
Анна была преданна цесаревне, но страдала от того, что всегда должна была держать дистанцию и зависеть от настроения своей хозяйки, которая то приближала, то отдаляла ее от себя.
Внешность своих коллег-фрейлин Анна описывала уж тем более без пиетета:
"Полина была очень добрая девушка, чрезвычайно толстая и с прелестным голосом; мой отец про нее говорил, что это соловей, заключенный в перину".
Она также много размышляет о жизни императорского двора. Ее раздражают бесконечные семейные чаепития с перегруженным церемониалом, в Царском селе, в Петергофе или где-то еще, отнимающие львиную долю времени как у императорской семьи, так и у всего двора.
"Наши государи... до такой степени являются рабами своих привычек, что неизбежно должны потерять всякую непосредственность... Они, как в футляре, замкнуты в собственном существовании, созданным их ролью колес в огромной машине".
И далее Анна делает очень проницательный и беспощадный вывод:
"Чтобы сопротивляться этой машине, нужна инициатива гения. Ум, даже хорошо одаренный, характер, но без энергии Петра Великого или Екатерины II, никогда не справится с создавшимся положением. Отсюда происходит то, что государи более посредственны, чем были бы в качестве простых смертных. Они не родятся посредственностями, они становятся посредственностями силою вещей. Масса мелких интересов до такой степени заслоняет их взор, что совершенно закрывает от них широкие горизонты".
Иными словами - государи и весь царский двор утопают в своей собственной жизни, традициях и церемониях, и их не хватает на то, чтобы подумать обо всей стране.
Мнение об императоре Николае I у Анны сложилось двойственное. Она благоговела перед ним как перед верховным правителем и галантным мужчиной, но в отношении России считала его "страшным и зловредным Дон Кихотом самодержавия". Николай I закрутил гайки до такой степени, что не позволял прорваться ничему новому и свежему. Раздул бюрократический аппарат, выявляющий неугодных, и позволил разрастись коррупции до невиданных масштабов, окружив себя лживыми людьми. Все это стало окончательно понятно только во время Крымской войны.
Шокирующие потери на фронте заставили государя осознать, насколько плохо была подготовлена его армия: все было хорошо только на бумаге и на словах льстивых придворных. Это стало его личной трагедией, которую Николай I не пережил. Ходили слухи, что он покончил жизнь самоубийством, хотя он умер от пневмонии. Анна же считала, что император сам приблизил свою смерть: шок от пережитого и нежелание слушать личного врача привели к неминуемому финалу. В конце своей жизни Николай I стал по-настоящему трагической фигурой. Замок из стекла, который он с маниакальным упорством выстраивал все свое правление, рухнул в одночасье.
Не удивительно, что Анне Тютчевой при дворе дали прозвище Ёрш и вообще недолюбливали. Она держалась особняком, не участвовала в интригах, довольно строго всех судила. После смерти императора она стала фрейлиной уже не просто цесаревны, но - императрицы, ведь муж Марии Александровны, Александр II, теперь взошел на престол.
Как изменилась жизнь Анны при новом императоре? И осталась ли она одинокой, подарив себя императорскому дому Романовых? Читайте в продолжении.
Спасибо за лайк! Подписывайтесь на канал, я часто пишу о Романовых и о мемуарах интересных людей.