Найти тему
Театр на Юго-Западе

Театр на Юго-Западе: Олегу Задорину – 60!

Олег Задорин. @Фотограф С.Тупталов
Олег Задорин. @Фотограф С.Тупталов

Маленький, глазастый, невероятно артистичный и увлечённый театром мальчишка Олег Задорин жил на Ленинском проспекте и через овраг бегал в знаменитый Дворец пионеров на Ленинских горах на занятия в Театр Юных Москвичей (ТЮМ). Именно там завязалась ниточка его судьбы, определившая выбор профессии, театра, режиссёра, людей вокруг – один раз и на всю жизнь.

«Очень верный человек. Кого полюбит – это навсегда»,– говорит о своём друге детства актриса Галина Галкина. Детьми они жили в одной остановке друг от друга, вместе ездили в ТЮМ и не по-детски поздно возвращались оттуда домой, вместе попали в зарождающуюся труппу Театра на Юго-Западе по приглашению своего учителя Валерия Романовича Беляковича и разом со всей молодой «горящей» командой строили легендарную сцену своими руками.

Сегодня в Театре на Юго-Западе их осталось двое из того звёздного «десанта» основателей: Галина Анатольевна Галкина и Олег Николаевич Задорин.

Олег Задорин. @Фотограф А.Семашко
Олег Задорин. @Фотограф А.Семашко

Художественный руководитель театра Олег Леушин рассказывает, что своё домашнее театральное имя Лёва он получил тоже в определённой степени благодаря присутствию в труппе Олега Задорина. Просто однажды Валерию Романовичу надоело, что, стоящие на одной сцене два Олега Николаевича, одновременно поворачиваются к нему на все режиссёрские ремарки, не понимая, к кому из них персонально он обращается. Тогда Олег Леушин и стал Лëвой.

В театре к Олегу Задорину всегда относились с нежностью. Это пошло ещё с ТЮМовских времён, ведь его, самого младшего, все всегда опекали. Когда юная труппа ТЮМовцев слилась со взрослыми основателями будущего «Юго-Запада», Олег по-прежнему оставался для всех «младшим братом»: за ним строго присматривали, его защищали, любили, отводили от мальчишеских проказ и глупостей. Валерий Романович считал его «сыном полка». Олегу от него не доставалось грубых слов, потому что кричать на него как-то не получалось.

Валерий Романович взял в свой театр из Дворца пионеров совершенно непохожих друг на друга артистов. Маленьких, но очень самобытных личностей, на которых режиссёр сразу «примерил» определённые амплуа. Юный Олег тоже занял свою нишу, играя «смешных человечков» и трогательных молодых людей.

Дима Корешков - Олег Задорин. Спектакль "Старый дом". @Фотограф К.Горячев
Дима Корешков - Олег Задорин. Спектакль "Старый дом". @Фотограф К.Горячев

Дебютная роль обычно не забывается. У Олега Задорина это был мальчишка Витька, брат главной героини в спектакле «Старый дом» (1979). Его звёздной ролью стал 16-летний подросток Дима Корешков из спектакля «Самозванец», который не покидал сцену 14 лет. В сложном переплетении характеров персонажей Олега Задорина и Сергея Беляковича актёр сыграл самого взрослого из всех окружающих его взрослых людей – тонкого, понимающего, несущего свет и гармонию в зашоренный мир старших. Эта «подростковая» роль точно «села» на 21-летнего артиста, одного из плеяды последних интеллигентов старого московского разлива. Также, как и роль 12-летнего Пола Райена в спектакле «С днём рождения, Ванда Джун!». Детям дано играть что угодно с их интуитивной органикой детства. Взрослому сыграть ребёнка так, чтобы в нем признали эту органику, необходимо не только мастерство, но и талант высшей пробы.

Пол Райен  - Олег Задорин. Спектакль «С днём рождения, Ванда Джун!». @Фотограф К.Горячев
Пол Райен - Олег Задорин. Спектакль «С днём рождения, Ванда Джун!». @Фотограф К.Горячев

Внутренняя чувствительная и изящная суть никогда не позволяли Олегу Николаевичу «пениться шампанским». «Олег не может нести флаг, но он «боец невидимого фронта», без которого невозможно поставить спектакль, потому что нужна вот такая трепетная душа», – говорит Галина Галкина.

«Душа постановки» – не роль, а состояние артиста, умеющего открыть для зрителей некие «запечатанные» буднями порталы и извлечь оттуда забытое чувство незащищëнности, от которого льются слёзы облегчения. Будь то лиричный Дима Корешков или бездомный пёс («Собаки»), Нина Андреевна из женского хора («Баба Шанель»), Серёжа Клейнмихель («Вальпургиева ночь») – зал рыдает. Ролей противоположной эмоциональности – комедийных, гротесковых, хулиганских, порой мистических в знаменитой «шекспириаде» Беляковича, в «Ревизоре», «Дураках», «Слуге двух господ», «Страстях по Мольеру» за 40 с лишним лет тоже сыграно немало. Одна из них, маленький санитар в «Мастере и Маргарите», стала талисманом спектакля, потому что Олег Задорин – единственный исполнитель, который с дня премьеры и на протяжении 30 лет играет одного и того же персонажа.

Его страсть и любовь – это футбол. Точнее, страсти две: Театр на Юго-Западе и «Спартак». Когда-то на «Юго-Западе», как и почти в каждом московском театре, была театральная команда, активно участвующая в футбольных чемпионатах между командами столичных актёров. Болельщик «Спартака» и азартный игрок, на футбольном поле Олег Задорин – настоящий полководец.

В жизни актёр – человек немногословный, но очень остроумный, весёлыми и точными шутками оправдывающий свою «задорную» фамилию. Тридцать лет назад Олег попал в больницу с очень серьёзными диагнозом. Пришлось заново учиться ходить и говорить. Для любого человека, а для молодого в особенности, это могла бы быть бескрайняя и безнадëжная трагедия. Тогда Олега спасли влюблëнность театр и сила воли. Он ходил на свои спектакли. Заново вспоминал и учил роли. Очень хотел вернуться на сцену. Вернулся и остался. Потому что Театр на Юго-Западе – это его дом, в стенах которого прошла творческая жизнь. Впрочем, почему прошла? Сцена, закулисье, курилка, друзья, роли по-прежнему ждут, живут, меняются, не отпускают.

У каждого артиста есть роль-момент, которая остаётся перед внутренним взором зрителя в краткой и ëмкой выразительности. У Олега Задорина – это разбойник, распятый слева от Иешуа. Он просто стоит, вернее, висит на кресте. И его пронзительно жалко. Наверное, потому, что о бродячем философе Иешуа Га-Ноцри знаешь всё. Человек рядом остался неизвестным. А если он не разбойник?