-Всем зрасссьте! - в отъехавшую дверь нашего купе втиснулся новый пассажир.
-Ой!!! - запаниковала я. - Только бы не на верхнее место надо мной.
Дело в том, что вошедший мужчина был, мягко говоря, не худенький. На вид он весил не менее 120-130кг.
Но увы.... Массивный пассажир оказался именно моим "верхним".
Моё сердце сжалось от страха, когда он, пыхтя, начал карабкаться наверх. И уж совсем замерло после угрожающего противного скрипа надо мной, после того, как мужчина рухнул на полку.
Некоторое время я лежала со страхом уставившись в полку, размышляя о том, что будет, если она рухнет на меня вместе с немаленьким мужчиной.
-Хрусь.....хрюк....хряк..скррр, - полка стонала и хрустела при каждом повороте верхнего пассажира.
К вечеру я набралась наглости и предложила соседу поменяться - при этом не стала юлить, а честно созналась, что мне страшно. Ну извинилась, конечно, неоднократно.
-Ха-ха-ха, - весело заржал пассажир. - Не вы первая. Конечно поменяемся, мне ведь еще и комфортнее внизу-то ехать. Ну а чаёк-кофеёк попить, если что - не стесняйтесь, спускайтесь, когда надо - милости прошу, как говорится...
Наверняка те, кому приходится часто ездить в поездах, сталкивались с подобной ситуацией.
Во всяком случае некоторые из вас испытывали дискомфорт и волнение при таком вот раскладе.
После этой поездки я решила тщательно изучить этот вопрос - может ли, вообще, верхняя полка упасть вниз под тяжестью человека с избыточным весом?
И бывали ли такие случаи на нашей РЖД?
Вот, что я выяснила
Оказывается, что многих путешественников волнует эта проблема.
Но люди не слишком-то переживают.
Потому что существует устойчивый МИФ, мол верхние полки в старых вагонах рассчитаны на нагрузку в 250 кг, а в новых - и вовсе на 400кг. Это, повторяю, миф.
На самом деле в современных вагонах все оборудование соответствует ГОСТ 34093-2017 (п.6.14).
Так вот по этому документу:
- нижние полки должны выдерживать нагрузку 3 человек примерно по 100 кг каждый;
- верхние - нагрузку 1 человека примерно в 152-154кг.
Плюс предусмотрен ЗАПАС прочности, что увеличивает допуск нагрузки на верхнюю полку 200кг!!!
Но человек с такой массой на верхотуру не полезет - да и не сможет!
Так что вроде бы нечего бояться?
Нет. Все не так просто.
Во-первых:
В ГОСТе речь идет о статической нагрузке.
А, если человек будет запрыгивать на полку возникает динамическая нагрузка.
И масса в 100 кг превращается в массу примерно в 150 кг.
Ну а 130 кг в 200 с хвостиком!
Во-вторых:
Предельная нагрузка на полку рассчитана исходя из материала полки, способа её крепления и материала крепежа.
Вот какие виды креплений бывают 👇
Оба крепления одинаково надежны . Хотя на мой взгляд надежнее кронштейны.
Но оказывается не это главное!!!
И пружины и кронштейны способны выдержать вес любого человека, способного втиснуться на верхнюю полку.
А вот крепление к стене! Оно главное в этом деле.
Именно только из-за него случаются (напишу ниже) вагонные инциденты с упавшими полками.
Это может случиться, если вылетели крепежные шурупчики (или болтики) , или просто-напросто вагон слишком старый и крепление болтается в стене.
Падали ли полки?
Вот прямо, чтобы на "нижнего" пассажира полка полностью упала вместе с "верхним" - я нашла в интернете один-единственный случай. Это произошло на боковой полке в ОВЕНЬ старом вагоне. (описано в "МК" от 24.02.2012).
Нашла я описания немногочисленных инцидентов, когда полка перекосилась так как расшаталось крепление с одной стороны.
Ведь вы же сами уже поняли - полка может упасть только из-за вырванных из стены креплений.
А произойти это одновременно со всеми крепежными болтами (шурупами) не может.
Так что боятся нет повода. Вероятность того, что полка свалится, крайне мала. Ну вы же не боитесь, что треснет асфальт на улице.... или стеклянный пол в торговом центре...или еще чего-нибудь подобного?
Однако я теперь все время осматриваю надежность крепления верхних полок (все ли шурупы на месте и не расшатано ли само крепление).
И, если оно в порядке, еду себе спокойно вне зависимости от массы верхнего пассажира.
Наслаждаюсь видом из окна.
А вот еще внушающие оптимизм откровения одного из участников чата про РЖД:
"....некоторое время работал в пункте приёма металла, в т.ч. разбирал советские плацкартные вагоны. Так вот, хочу сказать, что для того, чтобы там что-то сломать-надо очень сильно постараться, и отломать верхнюю полку, даже имея т.н. "хулиган" в руках (это нечто типа лома и гвоздодёра в одном лице, такое применяют в МЧС для отжатия и вскрытия дверей, полутора -а то и двухметровая стальная жлыга с зубами разного вида на конце) там ой как не просто. Гораздо проще и быстрее взять соответствующие инструменты, и аккуратно это все разобрать, сохранив тксзть "товарный вид". За новые вагоны, конечно, ничего не могу сказать, но надёжность тех плацкартов меня поразила до глубины души. Когда хочешь сломать, а оно не ломается-это о многом говорит."