Найти в Дзене
Читающая семья

Русские былины в пересказе Ильи Бояшова

Помещен пересказ в книгу "Богатырщина", вышедшую в серии Limbus Epica. Илья Бояшов - это тот писатель, по книге которого "Танкист, или Белый тигр", Карен Шахназаров снял известный фильм. Надо сказать, что мифологизирующая составляющая литературы прямо принимается писателем как основная задача его произведений. Поэтому, видимо, помимо сочинения своих мифов, он занимается изучением и пересказом известных мифов народов мира. В "Богатырщине" он обратился к русским былинам. И тут в предисловии Илья Бояшов неожиданно заявляет, что у славянского эпоса - былин - нет мифологических корней. Они представляют собой сказочный пересказ реальных событий. То есть в повествовании о реальном историческом событии вплетаются сюрреалистические существа типа драконов о трех головах и прочей нечести. Сами былины слабо связаны между собой. Это отдельные истории. Это роднит из с "Калевалой". Вот и решил автор пойти по пути собирателя финского фольклора Элиаса Лённрота, который разрозненные сказания свел в еди

Помещен пересказ в книгу "Богатырщина", вышедшую в серии Limbus Epica. Илья Бояшов - это тот писатель, по книге которого "Танкист, или Белый тигр", Карен Шахназаров снял известный фильм. Надо сказать, что мифологизирующая составляющая литературы прямо принимается писателем как основная задача его произведений. Поэтому, видимо, помимо сочинения своих мифов, он занимается изучением и пересказом известных мифов народов мира. В "Богатырщине" он обратился к русским былинам.

И тут в предисловии Илья Бояшов неожиданно заявляет, что у славянского эпоса - былин - нет мифологических корней. Они представляют собой сказочный пересказ реальных событий. То есть в повествовании о реальном историческом событии вплетаются сюрреалистические существа типа драконов о трех головах и прочей нечести. Сами былины слабо связаны между собой. Это отдельные истории. Это роднит из с "Калевалой". Вот и решил автор пойти по пути собирателя финского фольклора Элиаса Лённрота, который разрозненные сказания свел в единое произведение, дописал кое-что от себя, чтобы получился объединенный единым сюжетом и взаимодействием невзаимодействущих в реальном эпосе персонажей. По такому же рецепту создана "Богатырщина".

Так что относиться к книге надо не как к источнику исторических сведений, а как творчеству современного писателя на исторические темы. То есть историческому роману, в котором реальные былинные сюжеты объединены с дополнениями от автора. Надо признать, что читать книгу интересно. Тем более, что автор добавляет географию от себя. Добрыня - богатырь из Рязани, а Алеша Попович - из Ростова. Одним словом, любопытно.

Правда, это произведение вряд ли порадует любителей истории. Ведь они знакомы с баталиями по поводу былин. С тех пор как Дмитриева показала, что былины - героический эпос ильменских словен с напластованиями дальнейших пересказчиков, которые делали вкрапления не хуже Бояшова, идет постоянная дискуссия о том, а почему в былинах есть князь Владимир из Киева. Другие исследователи, разбирая пласты текстов, показали, что исходно в былинах описываются реалии пятого-шестого веков, а персонажи типа Владимира - это переиначенные юолее древние герои , имена которых проявляются в архаических пластах. Да и Днепр в записанных вариантах былин постоянно называется Дунаем, на берегах которого и происходят на самом деле события эпоса.

В реконструкции Бояшова все это удалено и действие перенесено строго в Киевскую Русь. А было бы интересно увидеть нечто подобное "Богатырщине", где бы реконструировалась исходная картина событий, отраженных в былинах, когда предки новгородцев еще были на берегах Дуная и склонах Карпат, что постоянно прорывается в исходных текстах Кирши Данилова и других собирателей русского эпоса.