Помню, я сильно волновалась перед моим первым уроком. Переживала, как проведу, как объясню материал. Но больше всего расстроило то, что у меня кабинета не было. Да и сейчас его нет: в нашей школе отсутствует кабинет географии. Поэтому я – учитель-кочевник. Из класса в класс хожу, все свое таскаю с собой.
Сейчас как-то приноровилась к таким условиям, но в свой первый урок я к такому факту не была готова. Плюс, мое положение усложняло отсутствие проектора. В нашей школе установлены около пяти проекторов, не считая начальную школу. Из этих пяти исправно работают только два. Два проектора, Карл!
Свою педпрактику я проходила в городской, хорошо оснащенной школе. С нас, как студентов, требовали проявлять креативность на уроках. Так сказать, разбавлять серые будни школьников. А тут сельская школа. Конечно, я понимала, что у них будет не так, как в городе. Но я надеялась, что, хотя бы кабинет географии будет.
В общем, мой самый первый урок прошел обычно. Настолько обычно, что в вузе мой руководитель мне влепила бы тройку. Это был вводный урок, где я, в основном, общалась с детьми о том, что такое география, зачем ее изучать, каким специальностям она нужна. Это был шестой класс, они только начали изучать географию, поэтому работы с картой не было. Под конец урока немного поиграли в города. Поговорили о том, куда бы они хотели поехать. И все.
В вузе нас требовали следовать строго по этапам урока, минута в минуту. Обязательна должна быть работа с картой, повторение после каждой новой информации. И бла-бла-бла. Ну, вы поняли. Все должно быть четко, ничего лишнего, никакой импровизации. А если и есть место импровизации, то она должна быть запланированной.
А в свой первый урок я нарушила все инструкции, все правила проведения уроков, которому меня старательно обучали в вузе. Учебники, атласы не использовала, карту детям не показывала, записей в тетради не было. Все было устно, без наглядного материала. Разве, что я рисовала на доске схемы. То, что я рассказывала, параллельно представляла на доске как схему. В конце урока по этим схемам дети повторяли, что такое география и зачем она нужна. А в качестве домашнего задания я им дала список вещей, которые необходимо иметь на уроках географии: тетради, блокнот, ручки синие, простой карандаш, линейка, транспортир, маркеры.
В глубине души мой внутренний критик был недоволен уроком, но видя, как дети уходят довольные с урока, он немного успокоился.
А вы помните свой первый урок?