Найти в Дзене

Вы столько всего знаете, как так? Секрет простой: читаю с четырёх лет

Ну что же, обещал я опубликовать мемуарчики: рассказать вам о своём детстве, юности, молодости. Впрочем, я и сейчас ещё молод, несмотря на то, что совсем скоро будет неполный юбилей. 35 лет. Это будет первая публикация в цикле «Мемуарчики» и одна из первых публикаций в цикле «Чтение — лучшее учение». Всё правильно, в этот раз я расскажу о своей страсти — о чтении. Дело в том, что с «книжкой под мышкой» я уже больше 30 лет своей жизни. Себя я хорошо помню примерно с трёх с копейками лет. Впрочем, отдельные эпизоды жизни помнятся и с ещё более раннего возраста. Есть у меня теория, что память детства тесно связана с овладением речью. По крайней мере, практикой и наблюдениями очень сильно всё подтверждается: те, кто рано и хорошо говорил, обычно и помнят себя с довольно ранних лет. У меня с устной речью, кстати, было всё хорошо. Конечно, были всякие весёлые детские словечки. «Р» ещё произносил сильно мягко (прошло потом само). Логопедических проблем не было, несмотря на мамины страхи: дело
Оглавление

Ну что же, обещал я опубликовать мемуарчики: рассказать вам о своём детстве, юности, молодости. Впрочем, я и сейчас ещё молод, несмотря на то, что совсем скоро будет неполный юбилей. 35 лет. Это будет первая публикация в цикле «Мемуарчики» и одна из первых публикаций в цикле «Чтение — лучшее учение». Всё правильно, в этот раз я расскажу о своей страсти — о чтении. Дело в том, что с «книжкой под мышкой» я уже больше 30 лет своей жизни.

Себя я хорошо помню примерно с трёх с копейками лет. Впрочем, отдельные эпизоды жизни помнятся и с ещё более раннего возраста. Есть у меня теория, что память детства тесно связана с овладением речью. По крайней мере, практикой и наблюдениями очень сильно всё подтверждается: те, кто рано и хорошо говорил, обычно и помнят себя с довольно ранних лет. У меня с устной речью, кстати, было всё хорошо. Конечно, были всякие весёлые детские словечки. «Р» ещё произносил сильно мягко (прошло потом само). Логопедических проблем не было, несмотря на мамины страхи: дело в том, что родился я с недугом. Была заячья губа. Зашили довольно быстро, хотя и с приключениями — в те годы в стране было весело. Хоть мы и жили в Москве, но тогда пошёл развал всего, включая медицину. Был целый квест получить качественную медицинскую помощь в конце 80-х. О грустной странице своей жизни в этот раз не очень хочется говорить. Сейчас же — чтение.

📖 Как и когда я научился читать 📖

Читать я научился в четыре года. Учила меня мама. Начали заниматься, когда мне было примерно три с копейками, почти четыре. Где-то полгода занимались, ну а в итоге выучился. Ничего экстраординарного тогда не читали: сказки, рассказы, детские книжки. Читатели постарше, кто помнят книги для малышей тех лет, в эти моменты почувствуют настоящий прилив ностальгии.

Ну... Примерно так оно выглядело, разве что антураж был чуток другой 😋
Ну... Примерно так оно выглядело, разве что антураж был чуток другой 😋

Как рассказывала мама, да я и сам это помню, процесс обучения был не из лёгких. Показывает мама букву — повторяет сын совсем другую. Сидит и глазами хлопает. Мама потом поделилась, спустя много лет: думала, что совсем дурачок. Переживала, как же учиться-то будет, если с такой элементарщиной справиться не может? 😶

Но, оказалось, что процесс восприятия новой информации у меня очень своеобразный. В начале я долго въезжаю в тему и вроде бы ничего не понимаю. Проходит какое-то время — и вдруг в голове «щелчок». Всё волшебным образом становится понятным. Так, словно всегда это знал и понимал. Горящие глаза — и желание сворачивать горы. Вот кто летал во сне, наверное меня поймёт. В такие моменты кажется, что вот же — всё элементарно, просто: берёшь и взлетаешь, управляешь полётом. Вот также абсолютно и здесь, когда овладел навыком.

Главное - освоиться. Стоит только понять, как оно делается, а дальше всё легко!
Главное - освоиться. Стоит только понять, как оно делается, а дальше всё легко!

Как сейчас помню, просто в один момент щёлкнуло, что буквы и звуки связаны. Интуитивно стало понятно, как слоги работают. И всё! Готово. Буквы складываются в слова. А дальше — только практика и практика.

Сижу, вспоминаю детство — и столько всплывает смешных эпизодов! Обычно мы занимались в моей комнате. По вечерам. За стенкой у нас жили шумные соседи. В начале там жила старушка Божий Одуванчик. Баба Марина. Почему-то запомнилось, что ей было под девяносто лет. 👵

Кстати, вспоминаю её и понимаю, что бабуля ещё царя, возможно, помнила. Бабушка эта вечно врубала телевизор на полную катушку, да так и засыпала. Мама ещё говорила: «Баба Марина глухая, так и уснула за телевизором». Раньше телевидения круглосуточного почти не было. По крайней мере, я помню ещё годы, когда эфир заканчивался противным и бесконечным гудком. Через какое-то время соседка-старушка от гудка просыпалась и выключала телевизор. 📺

Прекрасная соседка: глухая 👵 бабулька, уснувшая за 📺 просмотром телевизора
Прекрасная соседка: глухая 👵 бабулька, уснувшая за 📺 просмотром телевизора

Потом она умерла, а в ту квартиру въехала шумная семья. У них были бесконечные концерты по вечерам, а ещё вечно что-то падало с грохотом. Помнится сценка, когда мама (прямо в халате) не выдержала и пошла к ним звонить в дверь — разбираться. На гениальный вопрос «Кто там?» последовал не менее гениальный ответ: «Я!». Ну а дальше, когда дверь открылась, потекла ругань, что мешаете ребёнку читать и всё такое. 🎃

📑👫 Родители и их роль в прививании любви к чтению

Родители у меня оба — образованные люди. Сами очень любили и до сих пор любят читать. Дома всегда была обширная библиотека. Кстати, многие книги до сих пор живы. Часть тех книг — у меня. Некоторые издания особо ценные. Мама много подписной литературы приобретала ещё в советские годы. Тогда была такая тема (опять же, читатели постарше — вспомнят), что можно было оформить подписку на книги и получать тома по мере их выхода. Точную схему, как это работало, не знаю. Насколько слышал, каждый том надо было выкупать отдельно, получив приглашение. Вот только где и как это делалось — не знаю. Расскажите, если кто в курсе, в комментариях. Будет здорово, если кто поделится советским опытом.

Так вот. Всем знаком возраст почемучек. Бесконечные «почему» и «отчего». Да, хотя мама с папой у меня из тех, кто обязательно ответит и объяснит ребёнку — была, тем не менее, особенность. Папа сказал, чтобы ответы, точнее, более подробную информацию, я искал в книгах. Одна из первых моих книг, кстати, так и называлась — Почемучка. Ей у меня посвящена отдельная публикация.

Было в этой книге что-то магическое. Она разожгла ещё больший интерес к знаниям и чтению. Познавательная литература и сам процесс познания мира через книги — это так здорово. Книги — словно окно в волшебный мир знаний! Вот почему с детства я часами проводил время за книгами. Прибавим сюда воображение, любопытство, быстрый ум и зрение. Получим то, что получили в итоге.

Книги — словно окно в волшебный мир знаний!
Книги — словно окно в волшебный мир знаний!

Говорят некоторые, что многие знания — многие печали. Не знаю, наверное что-то в этом есть. Я был эпатажным малышом. Нравилось быть в центре внимания. Вообще, эта тема сама по себе требует отдельного освещения — так что обязательно расскажу ещё истории из серии «Мемуары». Нравилось мне удивлять народ, а ещё круче — немного шокировать. Было две отдельные истории, связанные с чтением, где это в итоге удалось.

Артур ✨

Была нас целая компания детей. Тех, о ком говорят, знакомы с песочницы. В прямом смысле слова — в нашем дворе было много детей. Тогда вообще был период бэби-бума. Конкретно, моих ровесников, с кем мы общались всегда и чуть ли не каждую прогулку, было наверное человек 10-15. Дружили мы. Дружили взрослые (родители, бабушки-дедушки). Историй с этой компанией было много.

Моим хорошим другом, хотя у меня все были хорошими (а лучших не было), был мальчик Артур. Мы с ним ровесники. Оба летние, хотя он чуть постарше. Его мама до декрета работала учительницей. У них семья была своеобразная. Ну, если коротко, любили показать себя. Считали самыми лучшими себя и прогрессивными. Отец Артура вовремя влез в тему мелкого предпринимательства — как раз в Перестройку это дело разрешили, а в начале 90-х — вообще в полный рост можно было этим заниматься, да ещё и заработать неплохо. Короче говоря, семья была у них хорошая, благополучная, при деньгах, но при этом дети воспитанные, неглупые. Артура его мама считала умным и способным. Нередко хвалилась успехами сына.

И вот однажды произошёл такой «прикол». Парень притащил из дома книжку. Комиксы, как сейчас помню. Вроде бы про Черепашек Ниндзя. Дело в том, что я Артуру по секрету накануне поведал, что умею читать. Да не просто поведал, а прям прочитал при нём что-то. А он читать не умел. Ну и он, будучи парнем сообразительным, быстро смекнул, как можно извлечь из этого выгоду.

Что может быть лучше, чем привлечь друга к чтению комиксов? Особенно, когда сам не умеешь читать.
Что может быть лучше, чем привлечь друга к чтению комиксов? Особенно, когда сам не умеешь читать.

В итоге, в тот день мы (я точнее) увлечённо читали комиксы, один за другим. Настолько увлеклись, что даже не заметили, как Артурова мама на нас смотрит в шоке. Короче говоря, она была в полном шоке от того, как в четыре с половиной года можно так хорошо читать и чётко, быстро всё в слух говорить. Я ведь ещё и с выражением читал, изображая героев. Долго они с моей мамой на лавочке на эту тему трепались. Не верила мама друга, что можно так быстро и главное хорошо научиться читать, но вот убедилась воочию.

Дошкольный театр одного актёра. Или откуда берутся на самом деле дети ❓❓❓

У взрослых были свои разговоры на этот счёт. Ну а у нас, детей, всё было проще: кто-то таскал книжки на улицу, только чтобы я почитал. Кроме меня никто ведь не умел. А потом у меня пошло второе увлечение. Как я уже выше писал, мне не только нравилось и нравится читать. Ещё я очень люблю делиться знаниями. Если честно, это дело мне нравится даже побольше чтения.

Пошло-поехало. Через какое-то время пошёл театр одного актёра. Я стал пересказывать прочитанное детям, а ещё и взрослым. Надо сказать, что читал я энциклопедии, всякую научно-популярную и познавательную литературу. Особая тема — медицинские книги. Да, ещё с дошкольных лет заразился я этой темой. Собирался стать врачом с тех незапамятных пор. Это только будучи подростком переменил решение. Отдельная то история, о ней тоже обязательно будет свой рассказ.

Хах. Ну да, примерно так это и было.
Хах. Ну да, примерно так это и было.

Как понимаете, в какой-то момент пошли пересказы книг по биологии и медицине. В том числе и щекотливые темы. Вот это взрослые помнят до сих пор. Мама одного из моих друзей рассказывает: «Я вот помню, как Игорёшка рассказывал нам про эмбрионы! Это было нечто!».

Было действительно нечто. Как сейчас понимаю, сильно рвался у всех шаблон. Это ведь было дошкольное время.

Впрочем, в школу я пошёл — оказалось, что и там произвожу впечатление. У меня скорость чтения была 100-120 слов в минуту в первом классе. Как понимаем, многовато это для первого класса. Но вот что было, то было.

😲 Как можно столько всего знать и уметь?

Так что, когда меня спрашивают, как возможно столько знать, уметь — вот и ответ. Многое начинается с раннего детства. Вот только не стоит ставить на себе крест, что мол, «не дано». Дано от природы может быть многое, но не менее важно развиваться. Если что-то не дано, то это можно наработать — были бы воля и желание.

В моём случае произошло, как раз, сочетание очень многих факторов. 😎🤓

Во-первых, семья. Семья, как известно, это ресурс. Хорошая семья, хорошая домашняя обстановка — это тоже ресурс. Образованные родители — в том числе. В моём случае это было.

Во-вторых, так называемое раннее развитие. Бывают случаи, когда раннее развитие идёт в ущерб развитию физическому — так называемое функциональное обкрадывание. Возможен и иной вариант: развитие общее идёт не в ущерб, а во благо. Улучшаются когнитивные способности и всё такое. В моём случае было именно так. Оборотная сторона медали есть и в моём случае. Не стоит думать, что из одних только достоинств моё детство состояло. Ага, сейчас! Я был конкретным хулиганьём, да и выходок самых разных в детстве хватало. Желание лидировать, пускай часто и подсознательное, иногда вставало боком. Впрочем, об этом будет в следующих сериях мемуаров.

В-третьих, есть такое понятие — любопытство. Дети по природе любознательны. Это то, что даётся всем. Кто-то использует, кто-то нет. Если воспользоваться этим даром, даваемым в определённый период жизни, тоже можно многого достичь. Книги позволяют утолить любопытство. Если от этого процесса, как говорится, прёт — успех обеспечен.

Что ещё стоит отметить? Глазное здоровье. Иногда спрашивают родители, что делать, дети плохо читают. Нередко выясняется, что с глазами, а также со зрительным восприятием, всё плохо. Это не только проблемы чисто со зрением, вроде миопии или амблиопии. У немалого количества детей проблемы и со зрительным восприятием, и с иннервацией процессов, и с глазными мышцами. Если коротко, глаза требуют тренировки. Высокая зрительная нагрузка действительно может плохо сказываться на состоянии. В том числе и общем. Хорошо тренированные и здоровые глаза очень многое значат, если хочется хорошей учёбы.

Компьютеры, книги, письмо — это всё глаза не портит. Точнее, как — испортить может, но лишь как один из факторов, причём не самых главных. Читаю я с малых лет. За компьютером с 9 лет. Я часами провожу за мониторами, иногда до 12, а то и более, часов в сутки. Тем не менее, проблем со зрением практически нет. Всё требует гигиены, в том числе и умственный труд, и глаза.

Подведём итоги. Что будет дальше в серии «Мемуары»? 🎀

Писал я, что эта статья будет первой в серии «Мемуарчики». Оказывается, нет. Не первая. Было уже несколько публикаций, что можно тоже записать в эту серию. Её я обязательно продолжу. В принципе, темы я анонсировал.

Мемуарчики | Лаборатория Игоря Кучаева | Дзен

Касательно темы чтения — это тоже продолжим. Я уверен, что у многих родителей стоит вопрос примерно такой: «Как сделать так, чтобы дети читали? Читали с интересом и удовольствием?». Тема очень сложная и болезненная. Так что поговорим об этом.

Чтение - лучшее учение | Лаборатория Игоря Кучаева | Дзен

Ну а сейчас, дорогие читатели, хотел бы поблагодарить за то, что дочитали всё это до конца. Расскажите, когда научились читать? Что любили читать в детстве, а что сейчас? Можете тоже поделиться в комментариях своими историями. Ну и обсудим заодно поднятые здесь темы.

Игорь Кучаев