В статье канала "Перечитывая Н. Макиавелли: удивительная современность идей" мы начали разговор о современности идей Никколо Макиавелли, но обсудили только часть его произведения "Государь". Продолжим.
1. Две формы государственного управления по Н. Макиавелли
Никколо Макиавелли в трактате "Государь" ввел две формы государственного управления. Он вывел их из необычного параметра измерения власти: ОКРУЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЯ!
Философ и политик писал о том, что: 1). О правителе можно судить по его окружению, предполагая, ЧТО недостойные чиновники и коррупционеры среди приближенных государя говорят о нем и как характеризуют правителя его достойные, умные чиновники, служащие Отечеству. 2). По окружению правителя можно выделить формы правления - тиранические (если правитель окружил себя слугами) и демократические (если правитель опирается во власти на равных, достойных, умных).
Если взять такой подход за основу оценки власти любого уровня - на уровне предприятия, корпорации, вертикально интегрированных компаний, государства и в международных отношениях, - то очень легко понять современную бизнес,- и международную обстановку. Например, весь политический мир можно поделить на два качества власти или на два мира.
Первый мир, который строят США, основанный на их правилах, известных только им. Точнее, правила ведения брутального бизнеса, перенесенные на международные отношения, вместо существующего международного права, в создании которого сами принимали активное участие, под массой международных правовых документов которого давно стоят их подписи и которые ратифицированы. Сегодня подавляя самостоятельность и независимость европейских, и не только европейских, стран, всех международных организаций (от ООН, Всемирной торговой организации и до Олимпийского комитета), заменяя международное право собственным американским законодательством, распространяя его на весь мир, вводя трансграничные санкции против стран, компаний, граждан других стран, а при не выполнении, свержение режимов, кража и депортация в США нарушивших из интересы людей. Рассаживая своих, воспитанных в своих вузах, подсаженных на доллары и алчные интересы правителей, создавая на территории этих стран военные базы ("Мы вас защитим! Вам не нужны мощные собственные вооруженные силы, пользуйтесь нашим "ядерным зонтиком") США выстраивают, по Макиавелли, тип управления на уровне личной преданности! Нет, не своему народу (министр иностранных дел Германии А. Бербок: "Мне все равно, что об этом думают немцы"), это личная преданность руководителя страны США, по типу вассальной зависимости от указаний и политики США.
Второй мир выстраивает Россия - все страны равны, суверенны, имеющие право на равную безопасность, обеспеченную не за счет безопасности других. Выстраивает с учетом различных, иногда противоречивых, интересов стран, стремящихся вырваться из американской кабалы, государств. Растет влияние и притягательная сила такого подхода к международным экономическим и политическим процессам, ярким показателем которого является растущая очередь государств, желающих вступить в Шанхайскую организацию Сотрудничества и в БРИГС, а Российская Федерация становится еще более важным фактором в мире.
Бесспорно, процесс образования двух миров очевиден, а результат их противостояния предсказуем.
2. Как государь должен поступать касательно военного дела
Как-то В.В. Путин, отвечая журналисту о его отношении к угрозам террористического акта против него, сказал, что своей безопасностью он занимается сам. Вот и Никколо Макиавелли наставляет государей, что своей безопасностью и безопасностью государства правитель должен заниматься лично, никому не передавая дела армии, вооружения и войны.
Н. Макиавелли: "Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого. И наоборот, когда государи помышляли больше об удовольствиях, чем о военных упражнениях, они теряли и ту власть, что имели"...
3. Сила государства - в доверии и поддержке народа
Н. Макиавелли, как будто сегодня, пишет о современной мировой политике, России и стремлении Запада создать нам условия осажденной крепости.
Н. Макиавелли: "Государь, чей город хорошо укреплен, а народ не озлоблен, не может подвергнуться нападению"... "Государь сильный и смелый одолеет все трудности, то внушая подданным надежду в том, что враг беспощаден, то осаживая излишне строптивых".
Н. Макиавелли: "Разумный государь без труда найдет способы укрепить дух горожан во все время осады, при условии, что у него хватит чем прокормить и оборонить город".
Вообще, это, по меньшей мере, странный образец западного политического мышления - грезить современному политику подобными вещами, проистекающими из узости европейского пространственного политического мышления. Еще Бисмарк сетовал, что за завтраком можно рассмотреть в окно как идут дела в соседнем немецком государстве. Они не понимают, что "граница России нигде не заканчивается", как говорит В.В. Путин! У них другое мышление и, если они и могут кого-то отрезать от остального мира, то только себя, что с успехом происходит в результате очередных санкций - вырезание небольшой Европы из огромного остального МИРА с его природными ресурсами, экономикой, рынками, населением и многообразной мировой культурой и превращения Европы в окраинную осажденную крепость с весьма неоднородным населением и, уж точно, не очень доверяющим их собственным правителям!
Именно поэтому так сейчас актуальны мысли Н. Макиавелли об отношении народа к правителю - доверяет государю народ, поддерживает его или нет. "От этого зависит сила государства" (Н. Макиавелли).
На это обращает внимание современная социология и политология, проводятся опросы, выводятся рейтинги глав государств. Но современная система власти глуха не только к переменам, но и собственному будущему. Например, в европейских странах внутренняя политика государства сегодня строится на лжи, манипуляциях, на запрете правды - запрете не только обсуждения, но и упоминания многих тем и состояния современной экономической и социальной политики, тягот, испытываемых населением. Закрытие СМИ, преследование неугодных журналистов, навязывание всему обществу противоестественных человеческому естеству и сознанию норм ЛГБТ - стали методами управления когда-то демократическим западным обществом. И пусть даже весь народ выйдет на улицы США и Франции, власти упорно будут продолжать свою не популярную и даже самоубийственную политику. Но с какой целью? Пусть воюют с ними, но только не с власть придержащими! Чтобы люди не заметили, что в этом году объем производства продукции по паритету покупательной способности в странах, входящих в Шанхайскую организацию Сотрудничества и БРИГС превысил объем продукции, производимой США и странами ЕС! Не станем предрекать исход такой политики - за нас это сделал Н. Макиавелли в своем "Государе"...
4. О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают
Говоря о добродетелях или пороках правителя, Никколо Макиавелли отмечал, что все люди творят и добро и зло, имеют и добродетели, и пороки. Также как и правители, но:
Н. Макиавелли: "Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же - воздерживаться по мере сил, но не более".
Читая такие слова философа, вспоминаешь как и почему Борис Джонсон потерял пост премьер-министра Великобритании - он очень любит шумные пирушки, и пандемия ему не помеха, но при этом, он запретил народу проводить любые вечеринки.
Говоря о добродетелях правителя, о проявлении им щедрости, Н. Макиавелли замечает: "Кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе". То есть, философ ведет речь о показных добродетелях, о щедрости ради того, чтобы прослыть правителю добродетельным - "Мы будем помогать Украине столько, сколько потребуется".
Н. Макиавелли: "Ибо если проявлять ее разумно и должным образом, о ней не узнают, а тебя все равно обвинят в скупости, поэтому, чтобы, распространить среди людей славу о своей щедрости, ты должен будешь изощряться в великолепных затеях, но, поступая таким образом, ты истощишь казну, после чего, не желая расставаться со славой щедрого правителя, вынужден будешь сверх меры обременить народ податями и прибегнуть к неблаговидным способам изыскания денег. Всем этим ты постепенно возбудишь ненависть подданных, а со временем, когда обеднеешь, то и презрение. И после того как многих разоришь своей щедростью и немногих облагодетельствуешь, первое же затруднение обернется для тебя бедствием, первая же опасность - крушением. Но если ты вовремя одумаешься и захочешь поправить дело, тебя тотчас же обвинят в скупости. Ибо со временем, когда люди увидят, что благодаря бережливости он удовлетворяется своими доходами и ведет военные кампании, не обременяя народ дополнительными налогами, за ним утвердится слава щедрого правителя. И он действительно окажется щедрым по отношению ко всем тем, кого мог бы обогатить, а таких единицы".
5. О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх
Н. Макиавелли: "Переходя к другим из упомянутых выше свойств, скажу, что каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким, однако следует остерегаться злоупотребить милосердием".
Н. Макиавелли: "Поэтому государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица".
Вывод:
Никколо Макиавелли жил в эпоху Высокого Возрождения, в республике Флоренция и эти обстоятельства уже определили судьбу его произведений. Кроме того, что он сам участвовал в политической жизни республики, Никколо увлекался политической историей, собирал примеры форм и методов управления государством, а дипломатическая работа давала возможность близко знакомиться с сильными мира сего в различных государствах. Обладая аналитическим умом, он построил свои выводы о государственном управлении на практическом опыте той жестокой эпохи. Не Макиавелли жесток в своих суждениях, эпоха такая. Как и наша. Ни мир, ни людские стремления за 500 лет сильно не изменились. Поэтому мысли и наставления Никколо Макиавелли, изложенные им в "Государе", по-прежнему актуальны, убедительны и поучительны.
Литература:
- Макиавелли, Н. Государь и др. [Текст] /Н. Макиавелли. Минск: Попурри, 1998. 667 с.
- Макиавелли, Н. История Флоренции. [Текст] / Н. Макиавелли. – Ленинград: Издательство «Наука», 1973. 440 с.
Видео фильм Academia-nadezhda: "Никколо Макиавелли: "Я всегда старался придерживаться взвешенных суждений":
Понравилась статья - подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте! Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda
Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com