Джанет Лесли Кук (родилась 23 июля 1954 года) - американский бывший журналист. Она получила в 1981 году Пулитцеровскую премию за статью, написанную для The Washington Post, но позже выяснилось, что история была придумана, и Кук вернула Пулитцеровскую премию, став единственным человеком, сделавшим это, после того, как признала, что придумывала истории. Вместо этого Пулитцер был присужден Teresa Carpenter, которая проиграла Кук.
Биография
Кук выросла в семье афроамериканцев из верхнего среднего класса в Толедо, Огайо. Кук посещала преимущественно белые частные школы, где она постоянно чувствовала давление, желая вписаться. Сетуя на то, что она назвала очень строгим воспитанием, она сказала, что ложь стала для нее привычным "механизмом выживания" еще детстве. Она поступила в Vassar College, а затем перевелась в University of Toledo, где получила степень бакалавра. Однако Кук затем утверждала, что получила степень бакалавра от Vassar и степень магистра от Toledo.
В 1977 году Кук начала писать для The Toledo Blade. Через два года она прошла интервью на должность в The Washington Post, и ее наняли. Она присоединилась к команде раздела "Недельные издания" Post под руководством редактора Вивиан Аплин-Браунли в январе 1980 года. Там она быстро завоевала репутацию плодовитого журналиста и сильного писателя, подав 52 статьи за первые восемь месяцев. Аплин-Браунли позже заметила, что Кук также была "затронута слепой и сырой амбицией".
Скандал с придуманной историей
В статье в Post от 28 сентября 1980 года, под названием "Мир Джимми", Кук описала жизнь восьмилетнего наркомана-героинщика по имени Джимми, который, как предполагалось, был псевдонимом. Она писала о "игольчатых отметинах на гладкой, коричневой коже его тонких рук", и утверждала, что была свидетелем эпизодов введения героина, описывая их в подробностях. Статья вызвала много сочувствия среди читателей, включая Marion Barry, тогдашнего мэра Вашингтона. Он и другие городские чиновники организовали полномасштабный поиск мальчика полицией, который не привел к успеху и привел к догадкам, что история была поддельной. Барри, находясь под значительным давлением общественности, чтобы объявить решение, то и дело говорил, что Джимми был направлен на лечение или умер. Барри затем признал, что в городе все еще нет информации о местонахождении Джимми, и предположил, что история была частично вымышлена, говоря, что мать Джимми или его дилер не позволили бы журналисту увидеть, как они употребляют наркотики, как утверждала Кук.
Хотя некоторые в Post сомневались в достоверности истории, газета защищала ее, а заместительный главный редактор Боб Вудвард представил статью для Пулитцеровской премии за лучшую публицистику, которую Кук получила 13 апреля 1981 года. Статья Associated Press о лауреатах Пулитцера включала биографические профили, включая вымышленное образование Кук. Когда статья была замечена редакторами The Toledo Blade, они заметили несоответствия и сообщили AP, который в свою очередь связался с Post. Дополнительный анализ самоуказанной биографии Кук выявил дополнительные вымыслы, которые она добавила с тех пор, как была нанята в Post. Ее первое резюме утверждало, что она свободно владеет французским и испанским языками, но позже она добавила португальский и итальянский; исполнительный редактор Бен Брэдли позже проверил ее языковые способности и обнаружил, что она не говорит на португальском или итальянском языках, а на французском говорит только на элементарном уровне. Кроме того, она также добавила утверждение, что она училась в Университете Парижа и выиграла семь наград за свой журналистику в Огайо, вместо той, что она ранее перечисляла.
14 апреля Кук была разоблачена редакторами Post, и признала, что придумывала свой прошлый опыт работы. Редакторы затем пересмотрели ее заметки и записанные интервью для истории и не обнаружили никаких доказательств того, что она когда-либо интервьюировала ребенка, употребляющего героин. Хотя Кук изначально отстаивала свою позицию, она начала колебаться в течение следующих нескольких часов, прежде чем окончательно признать, что "Джимми" был выдуман. Утром 15 апреля Кук выпустила заявление, в котором она публично признала это и объявила о своей отставке из Post. Пулитцеровская премия за лучшую публицистику вместо этого была присуждена Teresa Carpenter за ее статью в The Village Voice о убийстве Dorothy Stratten.
О "Мире Джимми" Вудвард сказал:
Я верил в это, мы опубликовали это. Были заданы официальные вопросы, но мы стояли на защите истории и ее. Внутренние вопросы были заданы, но ни о чем, кроме ее другой работы. Отчеты касались того, что история не звучит правдоподобно, основана на анонимных источниках и в основном о предполагаемых лживых высказываниях о ее личной жизни - рассказанных тремя журналистами, двумя из которых она встречалась, и одним, который чувствовал сильное соперничество с ней. Я думаю, что решение номинировать историю на Пулитцера имеет минимальное значение. Я также думаю, что она выиграла, но это малозначительно. Это блестящая история - фальшивая и лживая. Было бы абсурдно для меня или любого другого редактора рассматривать подлинность или точность историй, номинируемых на призы.
Gabriel García Márquez сказал о Кук: "Было несправедливо, что она получила Пулитцеровскую премию, но также было несправедливо, что она не получила Нобелевскую премию по литературе". В январе 1982 года Кук появилась в программе The Phil Donahue Show и сказала, что высокое давление в Post искажало ее суждение. Она сказала, что ее источники намекали ей на существование ребенка, похожего на Джимми, но, не смогла найти его, в конечном итоге она создала историю о нем, чтобы удовлетворить своих редакторов.
Поздние годы
Позже Кук вышла замуж за адвоката, который позже стал дипломатом. Пара переехала в Париж в 1985 году и прожила там следующее десятилетие. Однако их брак в конечном итоге распался, и Кук сказала, что развод оставил ее в бедности. Она вернулась в Соединенные Штаты, получая низкооплачиваемые служебные работы и финансовую поддержку от матери. В 1996 году она дала интервью журналисту GQ Майку Сейджеру, бывшему коллеге из The Washington Post, с которым она ненадолго встречалась во время работы там. Кук и Сейджер продали права на экранизацию истории компании Tri-Star Pictures за 1,6 миллиона долларов, но проект не вышел за рамки сценария. В 2016 году Сейджер написал в Columbia Journalism Review, что Кук "живет на территории США, находится в семейной обстановке и занимается карьерой, которая не связана в первую очередь с писательством".