Найти в Дзене
Царьград. Звёздный путь

"ТАКСИ" ЛЮКА БЕССОНА - ПРОСТОТА СЦЕНАРИЯ И ЧЕХАРДА С РЕЖИССЁРАМИ

Оглавление

Знаменитый французский фильм "Такси" (1998) заслуженно считается детищем Люка Бессона. Однако история создания этого проекта, вместившего в себя простоту сценария и чехарду с режиссёрами, далеко не столь однозначна.

Как уже подчёркивалось в материалах Царьграда, наиболее известным фильмом французского режиссёра Люка Бессона является фантастический приключенческий боевик "Пятый элемент"(1997).

Но это касается в первую очередь международного кинорынка - на родине Бессона вспоминают чаще всего как автора чрезвычайно популярной и коммерчески успешной франшизы "Такси", родившейся в далёком 1998 году. Говоришь "Такси" - подразумеваешь "Бессон", говоришь "Бессон" - вспоминаешь "Такси".

Вот и у отечественных любителей кино эта увлекательная история с очаровательными героями, понятным юмором, сотнями лошадиных сил под капотами авто и марсельскими городскими пейзажами ассоциируется прежде всего с Люком Бессоном. А ведь на самом деле он не снимал фильм "Такси".

Сценарий, написанный от нечего делать

Разумеется, Бессон имеет непосредственное отношение к картине "Такси" и ко всей одноимённой франшизе: он являлся одним из сценаристов и ведущим продюсером, его кинокомпания EoropaCorp работала над созданием проекта (хотя и не обозначена в титрах). Но при всём при том Люк Бессон не является режиссёром фильма.

Между тем создание очаровательной марсельской истории с запахом бензина непосредственно связано с тем самым "Пятым элементом". Точнее, с трудностями финансирования этого амбициозного и недешёвого проекта - найти деньги и запустить съёмки оказалось непросто даже в богатом Голливуде. Старт съёмочного процесса затянулся на месяц. Дабы не терять времени даром, Бессон потратил его на написание сценария для нового фильма. Этим сценарием и оказался сюжет о харизматичном таксисте Даниэле (его роль впоследствии сыграл Сами Насери), который терпеть не мог полицейских, но был вынужден опекать одного из них, незадачливого Эмильена (Фредерик Дифенталь).

Попробуй разобраться, кто там режиссёр

Одним из главных достоинств "Такси" является простота (не путать с примитивностью) - сценария, юмора, психологических взаимоотношений между персонажами. Видимо, Бессон посчитал, что и снимать такой фильм будет нетрудно и можно доверить режиссёрские обязанности кому-нибудь другому. Войти в историю в качестве человека, которому были делегированы эти полномочия, удалось Жерару Пиресу. Он, кстати, воспользовался служебным положением и увековечил своё имя в кадре: когда Эмильен в начале картины безуспешно пытается сдать экзамен на получение водительских прав, зритель видит название  автошколы - "G. Pires" (то есть "Ж. Пирес").

Однако начинал снимать фильм вовсе не Пирес. Более того - ровно треть съёмочного периода на площадке всем заправлял другой человек - тоже Жерар, но только Кравчик. Дело в том, что Пирес получил травму (упал с лошади) ровно за день до начала съёмок. Ждать возвращения постановщика в рабочее состояние было технически невозможно и финансово накладно, поэтому срочно нашли режиссёра на замену. Им и стал Кравчик, руководивший процессом на протяжении десяти съёмочных дней.

С учётом того, что в целом съёмки длились 30 рабочих смен, и это не так уж мало, Кравчика вполне можно считать соавтором "Такси". Однако единственным и полновластным постановщиком картины считается всё-таки Пирес, который даже был номинирован на главную национальную кинопремию "Сезар" в номинации "Лучший режиссёр". Впрочем, Кравчик тоже вряд ли остался в обиде - ведь именно он стал полноценным режиссёром последующих трёх частей франшизы "Такси".