- Скорее всего, это будет небольшая подборка материалов, объединенных одним годом отказа земель, практически одними годами подачи прошений о построении церквей. После чего, поделюсь дополнительными сведениями об этих сёлах и небольшими своими выводами.
- Если понравился материал, ставьте лайки, оставляйте свои комментарии, пожелания.
- Подписывайтесь на канал.
Не всегда можно установить время основания того или иного населенного пункта. Даже крупные города не могут иногда похвастаться точной датой начала его истории, что уж говорить о деревнях и сёлах. Но каждый город, каждое большое село когда-то строили церкви и по материалам Синодального казенного приказа, если они сохранились, можно кое что узнать.
Попробуем прочитать историю некоторых населенных пунктов по Хопру по материалам Труды Саратовской ученой архивной комиссии, издававшейся почти полтора века назад. И начнем своё повествование с села Богородского, Рысье тож, Турки тож. Думаю, что в этих материалах вы найдёте много интересного для себя.
«Ц. Казанския Пресв. Богородицы с приделом Николая чудотворца в селе Рысье, что при Турковых горах».
«1723 г. в отказных книгах керенца дворянина Степана Дуракова написано: дано и отказано полуполковнику Ивану Иванову сыну Нестерову маиору Григорью Матвееву сыну Сафонову с товарищи из диких поль за керенскими и ломовскими валами в урочищах по меже от перваго урочища от Рузановских вершин вниз по правой стороне, подле межи и граней нижнеломовца Фёдора Озерова с товарищи, до устья речки Рузановки и от того устья через рек Хопер и перешед реку Хопер до речки Сердобы, поворотя на лево на Пришлин бор и по иным урчищам по обе стороны реки Хопра, в том числе подьячему Ивану Афанасьеву сыну Протопопову сто четвертей в поле, а в дву потому ж со всеми угодьи (Вотч. колл. по гор. Шацку дела реш. кн. 52, № д. 27).
В Синодальном казённом приказе производилось дело о построении церкви в деревне Рысье, дело началось по прошению отставного сержанта Гаврила Денисова Никифирова, отставного драгуна Федосея Иванова Дуракова, из однодворцев сотника Семёна Антонова Овчинникова, десятника Алексея Афанасьева Яковлева с товарищи. Они в своем прошении, поданном в приказ 1736 г. генваря 14 дня писали: «в керенском уезде, по р. Хопру, имеется нопоселённая деревня Рысья и в той деревне желаем мы построить церковь божию во имя образа Пресв. Богородицы Казанския, да в приделе чуд. Николая, понеже мы имеем необходимую нужду во всяких церковных и мирских потребах для того, что от той деревни имеются церкви божии разстоянием по 40 и по 70 и больше и за такою дальностию до других церквей божиих много в той деревне помирают без покаяния, а в той деревне имеется помещиковых крестьянских дворов со 100 и больше, а как построена будет, то оную церковь божию повинны мы довольствовать и под ту церковь и попу с причетнки обещаем дать из своих дач пашенной земли 15 четвертей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов на 15 копен; и чтоб указом повелено было: о построении вновь церкви божии в той деревне Рысья в керенскую духовную канцелярию послать указ.»
По определению Синод. казеннаго приказа вследствии онаго прошения велено «вКеренск послать указ, по которому велено учинить достоверное следствие духовнаго и мирскаго чина людми, в показанной деревне Рысье показанных просителей к строению новой церкви какая влечет необходимая нужда и, ежели указом ея величества и благословления Свят. Синода во оной деревни церковь вновь строить повелено будет, церковнослужителей кто, також и церковные потребы кем со всяким довольством исправляемы могут и в той деревне церкви быть удобно ль, и на пред сего та деревня Рысья в приход к которой церкви находилась, и данными деньгами к которой церкви приписана и тое церкви священника с причетники ныне и впредь спору и челобитья какого не будет ли и, учиня, то следствие по силе указов о всем без урону при обычайном доношении прислать в Синод. казен. приказ».
Указ послан керенския десятины на имя старосты поповскаго. К этому делу взята от просителя Гаврила Никифорова сказка, в которой он Гаврила «по святой непорочной евангельской заповеди Господни, еже ей, ей, в правду сказал, что де имеется у меня в означенной деревне Рысье крестьянских 4 двора, а под церковь божию во имя Пр. Б. Казанския с приделом Николая чуд. уступаю я из своих дач пашенной земли 3 четверти в поле, а в дву потому ж, сенных покосов на 5 копен, також попу с причетники дворовой и гуменной усадьбы уступаю ж, а оная деревня Рысья имеется от разных сел разтоянием, а именно: от села Никольскаго Аркадак тож 20 верст, от села Успенскаго Верхняя Оржевка тож 80 верст, а священнослужителя с причетники довольствовать будет подаянием своим и от мирских людей неоскудно, а оная нвопостроенная деревня Рысья к церквам в приход не куда не приписана.
1736 г. июня 23 дня, из керенскаго духовнаго правления в Синод. казен. приказ подано доношение, в котором, между прочим, говорится, что по присланному указу в означенной деревне Рысье, кем надлежит, указанное следствие учинено, токмо не старостою поповским, который во время следствия был болен и не по которой мере за скорбию ехать было не возможно, а как от скорби был освобожден, в то время ездил в Москву в Синод. казен. приказ для отдачи неокладной денежной казны. При доношении присланы показания, отобранныя от окольных людей:
Керенския десятины, села Никольскаго, Аркадак тож, от попа Василия Иевлева, села Архангельскаго, Оржевка тож, попа Ивана Петрова, села Успенскаго, Верхняя Оржевка тож, попа Алексея Васильева, которые по священству сказали: новопостроенная деревня Рысья разстоянием от села Никольскаго 20 верст, от села Архангельскаго 70 верст, от села Успенскаго 80 вер., и у них в приходе оная деревня не написана, и ежели повелено будет в оной деревне построить церковь, то от них, попов с причетники впредь спору и челобитья не будет.
В Синод. казен. приказе на докладной выписке канцеляристом Михаилом Иосифовым дань распределена, по указанным статьям 195 года: с дворов с попова 2 коп., с дьячкова 1 коп., с приходских с 106 дворов по 1 1/2 коп., 1 руб. 59 коп.. с пашни с 18 четвертей по 1 ½ кп., 27 коп., с сенных покосов с 20 копен по 1 коп., 20 коп.. итого дани 2 руб. 9 коп., заезда 10 коп., десятильча доходу 30 коп., полоняничных с 2 дворов 8 коп.. казенных пошлин 17 коп., полковым попам 10 коп., всего 2 руб. 84 коп.
Подписание преосв. Вениамина епископа коломенскаго и каширскаго: «дать храмозданную грамоту, 1737 г. иулия 6 дня».
1737 г. июля 6 дня запечатан указ о строении церквей Гавриле Никифорову с товарищи, по их прошению, велено в новопоселенной их деревни Рысьи построить вновь деревянные церкви во имя Казанския Пресв. Богородицы да в приделе Николая чуд.; пошлин 20 коп. нужнейших ¼ взято (Патр. пр. св. 470, № д. 2779, кн. 401, л. 32).
1737 г. декабря 27 дня, керенскаго уезда села Богородицкаго, Рысье тож, при Турковых горах, капитана Федора Ивановича Скрипицына староста Стефан Игнатьев, сержанта Гавриила Никифорова староста Прокофий Стефанов, князь Назара Крымскаго староста Тит Яковлев, Симеона Борисова сына Буланина староста Моисей Иванов, однодворцы сотник Григорий Протасов, отставной драгун Федосей Дураков с товарищи в поданном в Синод. казен. приказ прошении «писали: в нынешнем 1737 г. июня 6 дня из Синод. казен. приказа против поданного нашего прошения о строении вновь церкви воимя Пресв. Богор. Казанския, да в приделе Николая чуд. дан указ, по которому указу оная церковь у нас строится и просили определить к их церкви и выдать перехожую память избранному ими тогож уезда, села Знаменскаго, Буртас тож,попу Льву Иоаннову».
В Синод. казен. приказе поп Лев в допросе сказал: от роду ему 49 лет, отец его Иван Трофимов служил священником в означенном селе Знаменском и в 705 г. умре, а по смерти его по челобитью тоя церквя приходских людей посвящен он преосв. Каллистом архиепископом тверским и кашинским на место отца своего в товарищи тоя церкви к попу Евфиму Семенову и ставленная грамота ему дана и по постановлении своем служил он у той церкви с попом Евфимом по 724 г., а с 724 г. с ни же, да с сыном его преосвященным в том же 724 г. на его Евфимово место попом Максимом Евфимовым по 731 г., а с 731 г. он, поп Лев, волею божиею заскорбел глазами от чего служить ему было невозможно, и тоя де ради нужды приходские люди избрали на место его попа Льва в попы сына его тоя ж церкви дьячка Федора Львова и по челобитью приходских людей сын его Федор посвящен в попы и с того году и по ныне служит с выше писанными попами: Евфимом Семеновым и Максимом Евфимовым (Патр. пр. св. 477, № д. 3499).
1749 г. канцелярист Гаврил Иванов Протопопов продал жене Дмитрия Андреевича Шепелева Дарье Ивановне недвижимое свое имение, доставшееся ему после отца его подьячега Ивана Афанасьева сына Протопопова, в керенском уезде Подлесном стану, что за Керенскими и Ломовскими валами в урочищах от Рузановских вершин и тою речкою Русановкою на устья до речки Большаго Липяга и до рубежа речки Сердобы и по обе стороны реки Хопра, сто четвертей в поле, а в дву потому ж, со всеми угодьи, да новопоселенных на тех урочищах в селе Богородском, Турки тож, старинных крепостных дворовых людей и крестьян с женами и детьми 10 душ, которые переведены из керенскаго и коломенскаго уездов, а взял он, Протопопов, за оное имение сто рублей (Вотчин. Колл. дела реш. по гор. Шацку, кн. 52, № д. 27).
Текст дан с сохранением орфографии, по оригинальному тексту из Трудов Саратовской ученой архивной комиссии. Это первый материал и если возникли вопросы – отвечу.