Найти в Дзене

Разум выше материи или почему одним «не дано», а другие всё могут?

Оглавление

Нередко бывает, умный вроде бы человек не достиг тех же высот в жизни, чем другой его товарищ, менее умный, но более... А вот какой именно «более»? Жизнеспособный? Адаптивный? Какой?

Предлагаю в этот раз продолжить поднятую ранее тему об установках и бессознательном, что уже рассказывалась на страницах моего канала. Сразу скажу, что сегодняшняя тема будет одной из важнейших для понимания. Я к ней буду регулярно возвращаться — поэтому, лучше один раз рассказать отдельно, чем сто раз пересказывать одно и то же.

Две истории. Два пути

Давайте в этот раз обойдёмся без нудных описаний, так как они не очень-то интересны. Предлагаю рассмотреть две истории из жизни. Потом более подробно разберём и обсудим их.

Василий. Студент, что никогда не сдаётся

Это Вася. Он студент, учится в ВУЗе. У него сложности с физикой и математикой. Для него всегда цифры, числа, уравнения и графики были сложными темами. Каждый раз разобраться со всем этим — словно сражение выиграть. Однако вместо того, чтобы сдаться или избегать этих тем, Василий рассматривает все эти вызовы как возможность для собственного развития.

С недавних пор он стал обращаться за дополнительной помощью к своему учителю, проводит больше времени, решая задачи, и даже создает учебную группу в Телеграме с одноклассниками, испытывающими трудности с этими предметами. Каждый раз, когда Вася сталкивается с задачей, которую не может решить, он говорит себе: «Я пока не могу этого сделать, но я учусь». Медленно, но верно понимание предметов студентом улучшается, а вместе с этим оценки и собственная самооценка. Решимость и усилия демонстрируют веру в то, что способности и интеллект можно развивать с течением времени.

Если постоянно задумываться о том, дано мне там что-то или не дано — ничего не получится.
Если постоянно задумываться о том, дано мне там что-то или не дано — ничего не получится.

Лена. Торговая представительница, которой «не дано»

Это Лена. Она работает торговым представителем в технологической компании. В течение нескольких месяцев Лена не достигала своих целевых показателей по продажам. Иными словами, заваливала план продаж. Вместо того, чтобы изучать способы улучшения своих навыков продаж или прорабатывать обратную связь, полученную от руководителя, Лена винит в своих неудачах внешние факторы – рыночные условия, качество продукции компании и даже неспособность своих клиентов увидеть ценность того, что она продает. Она говорит себе: «Что делать? Я просто не создана для продаж. Это не мое дело. Мне не дано!». Лена рассматривает неудачи в продажах, как отсутствие способностей к ним. Она не видит никаких возможностей для роста или совершенствования. Более того, она даже подумывает об уходе с работы, вместо того чтобы заняться развитием навыков, что могут помочь ей преуспеть в своей должности на работе

Вот Лена считает, что ей ничего не дано. Торговля — не её.
Вот Лена считает, что ей ничего не дано. Торговля — не её.

Разбор обеих историй

Думаю, интуитивно, многим из вас знакомы концепции, что стоят за обеими историями. Давайте разберём первую историю. Историю Василия — студента, что упорно занимается, несмотря на проблемы. О таком подходе в народе метко говорят: «Терпение и труд — всё перетрут». Ещё говорят, хотя это уже крайность: «Если долго мучиться — что-нибудь получится». Важные, ключевые моменты: упорный труд, развитие, движение вперёд, несмотря на падение. Ещё, вера в себя, вера в то, что в итоге всё получится.

Во второй истории мы имеем дело с Леной. Женщиной, что постоянно винит других и себя в том, что ничего не получается. Ладно, винить других — это удобная и объяснимая позиция. Она винит и себя. Ключевая фраза прозвучала в той истории: «Мне не дано». Этим Лена уже ставит крест на дальнейших попытках, подвижках к тому, чтобы хоть как-то развиваться, решать проблемы. Ключевые моменты: отказ от развития, нежелание двигаться вперёд, после падения — опускать руки. В народе говорят: «Человек опустил крылья».

Интересно, что вторая история встречается очень часто. Гораздо чаще, чем первая. Почему? Так удобнее. Так дешевле. Да, дешевле, потому что развитие и саморазвитие требует энергозатрат. Гораздо удобнее и проще, когда кто-то что-то сделает, а на все претензии отвечать, что «всё нормально — у меня просто нет талантов, мне не дано». Адепты такой позиции, такого мышления находятся в плену установок, что достичь чего-то в этой жизни можно, лишь имея некий талант. Одарённость. Способности. Это ключевая позиция.

Между тем, жизнь показывает, что роль талантов в успехе, в достижении и достигаторстве, преувеличена. Да, таланты — это здорово, но это далеко не единственное и важное, что нужно, чтобы чего-то достичь. По факту, очень многому можно научиться, совершенно не имея к делу природных задатков. Томас Эдисон, известный изобретатель, говорил примерно, что: «Гениальность — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов потоотделения». По-английски звучит красивее: «Genius is one percent inspiration, ninety-nine percent perspiration».

Кстати, обе истории, на примере обучению математике, рассмотрены уже у меня на канале. Кому интересно — можете с ними ознакомиться, особенно если на канале у меня недавно.

С чем же мы имеем дело? Growth Mindset и Fixed Mindset

Английский язык — интересный язык. В том плане, что отдельные идеи в нём могут передаваться лучше, чем на русском. В этой статье рассматриваются две концепции — growth mindset и fixed mindset. Точного перевода нет. Вернее, были попытки перевести оба этих термина на русский язык, но ни один из них не устоялся. Нет соответствующей устойчивой терминологии в нашем языке. Дословно, growth mindset переводится как «растущее мышление», а fixed mindset можно перевести как «фиксированное мышление». Фиксированное, то есть застрявшее на какой-то фазе. Слово mindset ещё переводится как менталитет, но не в этих случаях.

Growth Mindset. Установка на рост или Мышление Развития

Случай студента Василия — это пример growth mindset. Растущего мышления или Мышления Развития. Иногда переводят как «установка на рост», что близко к истине, но только вот установки — это лишь часть мышления. Мышление развития характеризуется настроем на развитие, на преодоление трудностей, на разбор собственных (и чужих!) ошибок, на постоянном практическом обучении и переобучении. Можно быть не умнее других, но достичь большего в определённой области, просто за счёт регулярной практики и развития.

Мышление развития (она же установка на рост; оно же growth mindset) — настрой на развитие и преодоление трудностей. Или, как говорится, тернист и узок путь в Царствие Небесное
Мышление развития (она же установка на рост; оно же growth mindset) — настрой на развитие и преодоление трудностей. Или, как говорится, тернист и узок путь в Царствие Небесное

Fixed Mindset. Установка на данность. Фиксированное Мышление

Обратная ситуация называется Фиксированным Мышлением. Ещё оно называется «установка на данность». Зачем развиваться, если мне изначально не дано (хотя кто это сказал?). Один раз в школе сказали, что твои рисунки — это каляки-маляки, и такой человек опускает руки на всю жизнь. Потом удивляется, когда его учат рисованию во взрослом возрасте, что оказывается не так-то это и трудно. Затем остаётся лишь сожалеть о том, сколько времени не занимался интересным делом, только потому, что кто-то очень «умный» в педагогике поставил диагноз: «Это не твоё!».

Фиксированное мышление (Установка на данность; оно же - fixed mindset) можно представить как-то так. Застряли на чём-то одном — и сидим, чего-то дальше ждём.
Фиксированное мышление (Установка на данность; оно же - fixed mindset) можно представить как-то так. Застряли на чём-то одном — и сидим, чего-то дальше ждём.

Волшебные установки и игры бессознательного

В обоих случаях мы имеем дело с так называемыми установками. О том, что это конкретно такое, я рассказывал в одной из прошлых публикаций. Коротко, установки — особые ментальные программы, «записанные» у нас в голове. Это что-то типа взгляда на жизнь или определённые задачи, проблемы. Могут быть установки как положительные (например, «Победа будет за нами!»), так и отрицательные. Фиксированное мышление — яркий пример отрицательных установок.

Кэрол Дуэк. Автор теории о Мышлении Развития и Фиксированном Мышлении

Концепция обоих видом мышления — мышления развития (growth mindset) и фиксированного мышления (fixed mindset) была разработана американским психологом Кэрол Дуэк (Carol Dweck). Эта учёная написала книгу «Гибкое сознание». Впрочем, перевод издания я видел — лучше читать в оригинале. В оригинале книга называется Mindset: The New Psychology of Success. Если знаете английский, то лучше читать её на английском. Переводное издание доступно, но, к сожалению, не передаёт всей полноты картины как раз из-за перевода.

В книге подробно изложена и теория, и практические примеры, как одни установки мешают, а другие — помогают жить.

Это ещё одна «Тайна»? Очередной «Закон притяжения»?

Доводилось слышать и такое мнение, но нет. Это не очередная «Тайна». Если кто не знает или забыл, была такая нашумевшая лет 15 назад книга в жанре поп-психологии (я ещё называю это «жёлтой психологией»). Автор — Ронда Бёрн (Rhonda Byrne). В ней рассказывалось о «законе притяжения». Коротко, мы своими мыслями можем притягивать неудачу или удачу. Да и вообще, «мысли материальны». Книга не то, чтобы плохая. Скорее, она ненаучна. Книга «Тайна» — это пример эзотерики в Психологии. Да, эксплуатируются некоторые идеи, что действительно работают и подтверждаются наукой (напомню, что Психология — это наука). При этом всё разбавлено темами, что не всегда работают.

Научность определяется возможностью повторения и получения одного и того же результата опытным путём при одних и тех же вводных. Это первый важный фактор научности. Второй важный фактор — возможность объяснения происходящего уже существующими знаниями. Так вот, этого всего у «закона притяжения» и прочих философий, основанных на нём, нет.

Другое дело — установки на рост и установки на данность, что называются ещё мышлением роста и фиксированным мышлением. Эти теории подтверждаются практикой, в том числе последними исследованиями в области нейронаук. Да и вообще, теория Кэрол Дуэк, как и её публикации, широко приняты и приветствуются в научном сообществе. Так что нет, это всё — не очередной закон притяжения, а вполне работающие темы.

Сила Воли и Мышление Развития. Почему столько внимания уделяю этой теме?

Мышление развития и установки на успех — важнейший ключ к успеху в абсолютно любом деле. Необходимо присутствовать во всём, что делаешь, верить в успех. Если бы не это, мы бы давно ничего не достигли. Сколько попыток сделала Мария Кюри, прежде чем открыть радий и радиоактивность? Сотни и тысячи! Александр Флеминг открыл пенициллин с сотой попытки. И на это ушли годы. Евгению Ледину, изобретателю гексала, пришлось пробивать бюрократические препоны, пока не помог Сталин. Но даже несмотря на сложности, учёный не сдавался.

Ключ же ко всему — воля и установки на то, что всё получится.

Я не просто так много внимания уделяю этим темам на страницах своего канала. Время от времени будем возвращаться к этой теме. Поэтому, чтобы по сто раз не повторять одно и то же от статьи к статье, лучше уж один раз рассказать. Тема — одна из ключевых, если мы говорим о Психологии Достижений, о Психологии Успеха.

Кстати, о силе воли и мышлении развития был снят хороший советский детский фильм. О нём я тоже писал. Рекомендую к просмотру!

Благодарю за внимание! Пусть с вами пребудет Growth Mindset!

В комментариях предлагаю поделиться примерами из жизни, наблюдениями и мыслями на счёт того, как все эти теории работают на практике. Также, с радостью отвечу на вопросы.

Игорь Кучаев