Детство и юность
Александр Александрович Белов родился в 9 ноября 1951 года в Ленинграде. В 11 лет он начнет играть и тренироваться, а уже в 15 будет выступать в ленинградском «Спартаке». Уже тогда будет виден потенциал юноши и именно тогда он покажет свою самоотдачу на играх за клуб, а позже и за сборную.
В свои 15 лет, он сенсационно смахнет мячи с рук 197-сантиметрового центрового Григорашенко и 213-сантиметрового Эглитиса из рижского СКА. А в 16 лет, закрепившись в клубе, справился уже с легендарными Круминьшем и будущим коллегой по сборной Паулаускасом. За время выступления за ленинградскую команду он сыграет и против Саканделидзе и Коркия, которые выступали за тбилисское «Динамо».
Любимец Кондрашина
Знакомство Кондрашина с Беловым произойдет задолго до легендарной игры со сборной США. Именно Кондрашин станет первым тренером Александра, а позже и вызовет его в сборную на международные турниры сборной. Кондрашин относился к нему как-то по отцовски, всегда помогал и учил героя советской сборной.
«Сашка рано потерял отца, и Петрович фактически заменил ему его. Зная необузданный и бесшабашный Сашкин характер, Кондрашин выбрал, видимо, единственно правильный вариант общения со своим любимцем – вариант жесткого отцовского диктата и опеки. Собственный сын Кондрашина – инвалид-колясочник. Можно только представить себе, что испытывал Владимир Петрович, работая с утра до вечера с молодыми здоровыми парнями, а вечером возвращаясь домой к родному, фактически неподвижному человеку. Возможно, в Сашке Петрович воплощал нереализованные мечты, проживал до конца свои отцовские несбыточные ощущения»
© Сергей Белов про отношения Белова и Кондрашина.
Уникальность Александра Белова
Всю игровую карьеру он провёл за ленинградский «Спартак». Он был классическим тяжелым форвардом, а не центровым, но при росте два метра обладал прекрасным скоростным прыжком, подбором, великолепным блок-шотом. Эти качества позволяли ему блистать на позиции пятого номера, причем оборонительного плана, именно так о нем позже скажет Сергей Белов.
За свою долгую карьеру Александр выиграет множество наград, например: Чемпионат мира в 1974, Чемпионат Европы в 1969 и 1971 году, универсиаду в 1970, но самая главная награда была золотая медаль Олимпийских игр 1972 года.
Бросок за 3 секунды до конца
В 1972 году он станет героем одного из самых ярких эпизодов в истории отечественного спорта. Воспитанник ленинградского баскетбола принял под щитом сборной США передачу, которую направил ему Иван Едешко через всю площадку. Александр проявил невероятное терпение, устроив сопернику «день авиации», и отправил мяч в открытое кольцо.
Случилось это в финале Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене, когда до сирены оставалось три секунды, а советская сборная уступала американцам с разницей в одно очко. Непобедимые ранее американцы были повержены. Баскетбольная сборная СССР впервые в истории завоевала золотые медали Олимпиады.
Таможенные скандалы 1973 и 1977 годов
Весной 1973 года, когда сборная СССР возвращалась из турне по США и Латинской Америке, на таможне аэропорта Шереметьево был уличен в «нарушении правил ввоза материальных ценностей в СССР». Вместе с А. Жармухамедовым, М. Коркией и И. Дворным получил «пожизненную дисквалификацию» и был отчислен из сборной (позже дисквалификация была снята).
23 января 1977 года, при прохождении таможенного досмотра на выезд из СССР на соревнования, в сумке Александра Белова были обнаружены иконы. Разгорелся скандал, появились даже статьи в центральной печати. Белов был лишён звания заслуженного мастера спорта, стипендии. Его вывели из национальной сборной и из состава «Спартака» (до декабря 1977 года).
Мелкая контрабанда (водка, икра, видеотехника) была обычным явлением для советских спортсменов тех лет. Для борьбы с этим политическое руководство страны решило устроить показательный процесс над знаменитым спортсменом. Возможно, что Александр Белов стал жертвой провокации. По одной из версий, это была попытка занять его место в стартовой пятёрке советской сборной. По другой версии, так могли попытаться ослабить ленинградский «Спартак».
Боролся до последнего
На протяжении нескольких лет Александр Белов жаловался на боли в груди, и тренер «Спартака» и сборной Кондрашин давал ему отдохнуть в каждой игре минуту-другую. Скандал и отлучение от баскетбола нанесли сильнейший удар по спортсмену. В августе 1978 года Белова пригласили на сборы в национальную команду, но уже через несколько дней он почувствовал себя плохо. Менее чем через два месяца, на 27-м году жизни, он скончался от редкой болезни — ангиосаркомы сердца. Похоронен Александр Белов в рядом со своим наставником в Ленинграде на Северном кладбище.
Последнее желание героя
Последнее желание Белова — завещать золотую медаль Олимпиады-72 Кондрашину. Медалей тренерам на Олимпийских играх тогда не давали. Воля Белова была исполнена. В 1990 году семью Кондрашина обокрали. У тренера случился микроинфаркт. По телевизору сообщили, что Владимир Петрович попал в больницу. Это послужило сигналом для воров. Грабители разнесли квартиру и украли все медали со стены. Унесли шубу, которую Кондрашин подарил жене. Единственная оставшаяся ценная вещь — завещанная медаль Белова, которая отдельно лежала в коробке между книгами. Александр Белов многого не успел, не сыграл огромное количество матчей, не дожил до важнейших моментов. Господь словно вмешался и исполнил хотя бы последнюю волю Александра…
«Недели за три до смерти Саша передал мне запечатанный конверт, – вспоминал Иван Рожин. – Извинился: «Я так решил. Когда умру, сделай все, что там написано». Я отругал его за такие мысли, да и сам он стыдился своей слабости. Поэтому сказал: «Если поправлюсь – письмо отдашь».Это не было завещание как таковое. Короткое сухое мужское послание. Десять строчек. Саша просил похоронить его рядом с батькой; золотую олимпийскую медаль отдать Кондрашину; все, что у него есть, – продать, а деньги отдать матери».