Туареги - народ берберского происхождения, берущий начало от древних гарамантов, обитавших в Феццале (Ливия). Цивилизация гарамантов пала под натиском римлян, и людям пришлось спасаться от захватчиков в песках Сахары. Беглецы приручили верблюдов, стали кочевать по пустыне, вести торговлю и образовали новую народность.
Из-за своего кочевого образа жизни практически все государственные образования туарегов были недолговечными. Исключением стал лишь султанат Агадес, существовавший на территории севера современного Нигера в 1449-1904 годах. Он был завоеван французами и стал колонией. На этой территории европейцы запретили работорговлю и ввели налоги, что вызвало недовольство туарегов.
Поэтому они часто поднимали восстания против колонизаторов. Самое крупное из них вспыхнуло в 1916 году, когда конфедерация туарегских племён под предводительством Каосена Аг Геда проникла в Агадес и вырезала всех находившихся там французов. Однако восстание было подавлено, Каосен бежал в Ливию, где в 1919 году его поймали и казнили.
Процесс деколонизации 60-х годов им тоже ничего не принес. Дело в том, что земли туарегов были разделены между Нигером, Мали, Алжиром, Ливией и Буркина-Фасо. Поэтому государства им никто не предоставил и не собирался это делать.
В 1962 году кочевники подняли восстание на севере Мали. В ответ на это малийские власти оккупировали все земли туарегов, а местных жителей изгнали. Тех, кто высказывал свое несогласие, публично казнили. К 1964 году последние очаги восстания были подавлены.
Очередное крупное восстание вспыхнуло в 1990 году. Его причинами стали засуха, голод, а также непрекращающиеся по отношению к туарегам репрессии. Волнения совпали по времени с народными выступлениями против режима президента Мали Мусы Траоре. Перемирие с туарегами было заключено лишь в 1995 году. Малийские власти вынуждены были предоставить им автономию и финансовую поддержку.
Через 12 лет начинается очередное восстание туарегов. Оно охватило север Нигера и северо-восток Мали. Причиной конфликта, как утверждали лидеры восстания, было невыполнение властями Нигера соглашений 1995 года. В 2009 году в Алжире повстанческие группировки и правительства Нигера и Мали пришли к соглашению. Огромную роль в урегулировании сыграло международное сообщество. Туарегам обещали предоставить широкую автономию, обеспечить экономическое развитие северных районов страны и содействовать сохранению туарегской культуры
Но буквально через 2 года произошли события в Ливии, приведшие к появлению на политической карте мира еще одной горячей точки - Мали. Дело в том, что еще в 1970-е годы Муаммар Каддафи начал проводить политику, направленную на сближение с туарегами и их интеграцию в ливийское общество. Он обещал, что под его руководством они смогут отвоевать свои земли.
Поверив обещаниям, туареги охотно мигрировали в Ливию из всех уголков Западной Африки и вступали в армию Каддафи. Однако диктатору нужны были только солдаты для защиты своих запасов нефти и интересов страны за границей. Поэтому годы шли, а обещанной освободительной войны не было.
Однако гибель Каддафи в октябре 2011 года все изменила. Именно осенью этого года в результате слияния нескольких групп, таких как Движение туарегов Северного Мали, Народное движение за освобождение Азавада и Союз за изменение и демократию, возникает Национальное движение за освобождение Азавада (территории на северо-востоке Мали).
Новые ливийские власти были настроены против НДОА, поэтому последние бежали в Мали. Потом к этому движению присоединились дезертиры из малийской армии и добровольцы из Нигера и других территорий.
Первый удар повстанцы нанесли 8 января 2012 года, захватив Ти-Н-Зауатен. 19 января бойцы НДОА пересекли ливийскую границу и захватили Тессалит, Менаку, Ньяфуньку и Аджельхоку. В том же месяце начались бои за провинцию Томбукту.
Офицеры и солдаты малийской армии обвинили в восстании президента республики Амаду Тумани Туре и 21 марта под руководством капитана Амаду Соного совершили военный переворот. Менее чем за сутки были захвачены важнейшие объекты Бамако. К вечеру солдаты прорвались в президентский дворец и арестовали главу государства. Однако вмешались международные доноры, заявившие,что получение Мали внешней помощи зависит от выборов президента. Хунта вынуждена была передать власть спикеру парламента Дионкунда Траоре. 11 августа 2013 года состоялись президентские выборы, и новым президентом стал Ибрагим Кейта.
Тем временем, туареги остановили продвижение около города Дуенца в 600 км от Бамако. Пресс-секретарь НДОА Муса аг Асарид заявил 4 апреля, что они не собираются идти дальше и односторонне прекращают огонь. А 6 апреля 2012 года Исполнительный комитет НДОА объявил контролируемую повстанцами территорию независимым государством Азавад со столицей в Томбукту. Мировое сообщество отреагировало к появлению нового государства отрицательно. Так, например, представители России и США объявили Азавад потенциальной угрозой всему африканскому сообществу. ООН, ЕС, ЭКОВАС и Африканский союз также осудили действия НДОА и отказались признавать независимость их территорий.
Ситуацией воспользовались исламисты, принадлежавшие к связанной с Аль-Каидой (запрещена в России) группировке Ансар ад-Дин.
Лидер джихадистов Омар Хамаха считал, что Азавад должен стать исламским государством. Друге лидеры НДОА видели свое государство чисто светским. Между сторонами начался конфликт, который 8 июня перешел в горячую фазу. К концу июня исламисты Ансар ад-Дин смогли установить контроль над городами Гао и Томбукту. НДОА удалось сохранить за собой только Менаку и Тинзаватене.
В это же время от НДОА отделяется Фронт освобождения Азавада. 16 ноября 2012 года НДОА и ФОА предприняли попытку вернуть Гоа, но попали в засаду и были разбиты. Через несколько дней силы Ансар ад-Дин вошли в Менаку.
1 января 2013 года представители Ансар ад-Дин потребовали признать автономность Азавада и провозгласить Мали исламским государством. Малийское правительство ответило отказом. 2 января в Томбукту и Гао прибыли боевики из Ансар ад-Дин, Аль-Каида в странах исламского Магриба (АКИМ), Движение за Единство и джихад в Западной Африке (Муджао) и Боко Харам. 3 января новый лидер Ансар ад-Дин Ияд Аг Гали объявил о возобновлении боевых действий.
8 января 2013 года исламисты подошли к демаркационной линии в районе Мопти и ночью устроили артобстрел по позициям малийских войск. В ночь с 9 на 10 января 2013 года группировки пересекли границу и двинулись на Кону. В 8:30 утра они атаковали город с трёх сторон. К 17:00 Кона полностью контролировалась исламистами.
Что касается правительства Мали, то оно неоднократно просило международное сообщество о помощи. Только под влиянием Франции и ЭКОВАС удалось вынести на рассмотрение ООН резолюцию об иностранном вмешательстве. 20 декабря 2012 года Совет Безопасности одобрил резолюцию и санкционировал развёртывание международной миссии по поддержке Мали (АФИСМА). Интервенцию должны были осуществить в сентябре 2013 года.
Но активность исламистов в Мали на фоне вялых действий международного сообщества и регионального западноафриканского блока ЭКОВАС привела к тому, что Франция решилась на одностороннее вмешательство. 11 января 2013 года было объявлено о начале военной операции "Сервал" по освобождению Мали от "террористических элементов" и восстановлению территориальной целостности.
Формальным основанием для начала операции послужила просьба и.о. президента Мали Дионкунда Траоре о помощи в борьбе с исламистами. 15 января Совбез ООН единогласно поддержал французскую военную операцию задним числом. Вмешательство Франции не вызвало возражений даже у России, которая часто обвиняла западных партнеров в неоколониализме.
Основным же мотивом военной интервенции в Мали Париж официально провозгласил защиту интересов Франции в сфере национальной безопасности.
"Франция опасается, что Мали может стать убежищем и тренировочным центром для исламских террористов, если там будет провозглашено исламское государство", - пояснила эксперт Германского совета по международным отношениям (DGAP) Катрин Зольд. Правда именно в ответ на начал военной операции один из исламистских лидеров, Абу Дардар, пригрозил, что террористы "ударят в самое сердце Франции", поскольку она "атаковала ислам".
Операция началась с нанесения удара с воздуха по колонне восставших около Севарэ. Вечером 11 января для закрепления успеха два самолёта "Mirage 2000D" нанесли серию авиаударов по Коне. В течение ночи были нанесены ещё несколько авиаударов. Большая часть наёмников, присланных Аль-Каидой (запрещена в РФ), в страхе бежала, а бойцы Ансар ад-Дин оставили город, отступив на несколько десятков километров. 13 января малийское командование потребовало от французов начать немедленное наступление на Кону, однако вернуть город удалось только 18 января. 21 января мировые информационные агентства сообщили об освобождении французскими и малийскими войсками города Дуэнца, расположенного на дороге к Гао. 27 января был освобождён Томбукту. 30 января французы взяли Кидаль. 2 февраля в Мали прибыл президент Франции Франсуа Олланд и на встрече с Траоре обратился ко всему африканскому сообществу, призвав их продолжать борьбу с исламистами и пойти на контакт с НДОА, чтобы решить территориальные вопросы мирным путём.
8 февраля франко-малийские войска взяли последний оплот исламистских сераратистов город Аджелхока. 19 февраля министр обороны Франции даже заявил, что "французские войска начнут покидать Мали в течение нескольких недель", а контроль над освобожденными территориями должен быть передан вооруженным силам африканских стран и миротворческому контингенту ООН. Французский контингент совместно с местной армией и войсками Нигера, Чада, Сенегала, Буркина-Фасо и Того продолжил войну с террористами в рамках операции "Сервал", которая стала носить антипартизанский характер.
Казалось бы, что французы одержали быструю победу над исламистами. Но в самой Франции, не говоря уже про международное сообщество, стали сомневаться в успехе операции. Фигаро заметила по этому поводу: "При виде французской огневой мощи исламисты предпочли избежать столкновения и скрыться в пустыне. И не готовятся ли они, подобно афганским талибам, укрыться в сокрытых от американских спутников пещерах у алжирской границы, чтобы вновь продолжить бои после ухода французов?"
Параллельно с этими событиями происходили переговоры между правительством Мали и повстанцами-туарегами. Дело в том, что по отношению к сепаратистам и исламистам власть и иностранные войска применяли разные тактики. Со вторыми шла борьба, как говорится, не на жизнь, а на смерть. В отношении же туарегских ополчений проводилась линия на достижение договоренности.
Переговоры начались 4 декабря 2012 года. Соглашение было достигнуто только 18 июня 2013 года. Оно было заключено в столице Буркина-Фасо городе Уагадугу.
Соглашение предусматривало немедленное прекращение огня, разоружение вооружённых групп, передачу Кидаля под контроль официального правительства и целостность государства, то есть туареги перестали требовать независимости Азавада. Стороны также решили создать комитет из 4 представителей армии и 4 от туарегов, который будет определять сроки выполнения договора. В течение 60 дней после выборов должен был начаться диалог, который касался административного и территориального устройства региона. Гарантами соглашения стали Генеральный секретарь ООН, ЕС, ЭКОВАС и Африканский союз.
Таким образом, официально восстание туарегов завершилось 18 июня 2013 года. Однако мира в Мали нет до сих пор.