Отвечаю коротко и субъективно.
Роман французского писателя всплыл у меня в рекомендациях на Букмейте. До этого момента я ничего не читал у Жапризо, но имя было на слуху, преимущественно в хвалебных тонах. По описанию книга походила на “роуд-бук” (или “роуд-муви”, кому как удобно) и показалась идеальным выбором на лето.
“Почему бы и нет?” ‒ подумал я и остановился на аудиоформате. К сожалению, вместо увлекательного приключения по дорогам Франции шестидесятых меня ждали десять часов неимоверной скуки.
Из Парижа на юг по кругу
Дани Лонго, 26-летняя машинистка частной рекламной кампании, принимает щедрое предложение шефа поработать сверхурочно у него в доме. Утром она должна подбросить босса и его семью в аэропорт, откуда те отправятся на уикэнд, после чего вернуть семейный автомобиль в гараж. Распрощавшись с четой своего начальника, Дани неожиданно для себя самой решает повременить с возвратом машины и отправляется на шикарном кабриолете к морю, которое она с самого детства мечтала увидеть.
Тут и начинается приключение героини, в котором ее ждут приятные и не очень знакомства, нападение неизвестного, травма руки, подозрения полиции и сомнения в собственном здравомыслии. Где бы не остановилась Дани, будь то заправочная станция, кафе или гостиница, везде ее узнают и уверяют, что уже видели девушку здесь всего несколько часов назад. Положение становится совсем абсурдным, когда в багажнике кабриолета появляется труп застреленного мужчины, которого не было утром ‒ она ведь заглядывала в багажник, чтобы положить пакет с новенькими платьями и купальником.
Очкастая трусиха пускается во все тяжкие на скорости 30 км/ч.
С самого начала у читателя складывается две версии происходящего: Дани ‒ жертва подставы, либо страдает раздвоением личности. Одна из них, естественно, оказывается верной.
Для детектива “Дама в автомобиле, в очках и с ружьем” слишком проста, для триллера в ней отсутствует напряжение, а для дорожного приключения ‒ банально скучна, что непозволительно для этого жанра. Дани Лонго по кругу мотается по одним и тем же местам, встречается с одними и теми же людьми, пока в какой-то момент не появляется антагонист.
Проблема здесь, на мой взгляд, в самой героине. Дани сама по себе скучна и флегматична. На большинство ситуаций она реагирует смиренно. Даже сама героиня считает себя трусливой, неуверенной в себе и банально неинтересной. Да, она бывает непредсказуемой, но этого недостаточно. Допускаю, что будь на месте Дани более эмоциональная, взрывная, легкомысленная девушка, повествование заиграло бы другими красками. Дани же способна, разве что на глупые поступки, и совсем не вызывает сопереживания. Местами она бывает мила, но чаще все-таки скучна.
Еще один момент, который мне абсолютно непонятен, это линия с мошенником Филиппом. Зачем это персонаж появляется в сюжете? Что он призван привнести? Лишний раз показать глупость Дани? Читатель и без него видит достаточно. Он исчезает также внезапно, как и появляется. Никакого влияния ни на историю, ни на героиню персонаж не оказывает. Выкинуть эту линию, и повествование не изменится.
Если уж ты вела себя как девушка по вызову, то нечего корчить оскорбленную супругу.
Последней каплей моего терпения стал финал и антагонист. На протяжении всей книги автор пытается заинтриговать читателя “загадочными” событиями, происходящими с Дани для того, чтобы в финале из ниоткуда появился антагонист и тупо все рассказал. А рассказывает он свой “гениальный” план, основанный исключительно на случайных стечениях обстоятельств, все также невыносимо скучно и с мельчайшими подробностями, включая что и где он заказывал на обед.
Еще раз. Это не Дани Лонго поняла, что с ней происходит! Это не читатель разгадал хитрый замысел преступления! В последней главе перед Дани просто появляется антагонист и в деталях все ей рассказывает! Отличный пример того, как не нужно писать финал остросюжетного произведения.
Неужели книга настолько плоха?
Пожалуй, нет. Ее трижды экранизировали, а на Goodreads это один из самых высокооцененных романов Жапризо. Очевидно, книга нашла своих читателей. Просто я не из их числа.
Тем не менее, я считаю, что “Дама в автомобиле, в очках и с ружьем” не то произведение, с которого нужно начинать знакомство с автором. Для этого книга слишком скучна и может дать неверное представление об известном писателе.
А вы читали "Дама в автомобиле, в очках и с ружьем"? С какой книги вы бы порекомендовали знакомиться с творчеством Жапризо? Поделитесь в комментариях, а можете, заодно, поругать за некомпетентность.
Спасибо за прочтение. Если понравилась статья, подписывайтесь на мой канал "Читайте Книги!". Буду рад каждому подписчику!