Найти тему
68 подписчиков

Упсала-Цирк

 Упсала-Цирк — место, в котором люди смеются и плачут.

Упсала-Цирк — место, в котором люди смеются и плачут. За 20 лет небольшой проект для трудных подростков вырос в независимую организацию с собственным шатром, профессиональной труппой и инклюзивным центром, в котором занимаются артисты с синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра, поведенческими и ментальными особенностями.

С чего начиналась история этого проекта, каким образом его организаторам удалось совместить современное цирковое искусство и социальную педагогику и с помощью какого метода команда цирка оценивает успехи развития детей и эффективность процессов? Рассказываем в нашей статье.

РЕШАЕМАЯ ПРОБЛЕМА

Упсала-Цирк начинал свою деятельность как социальный проект. Астрид Шорн и Лариса Афанасьева создали цирк для хулиганов — трудных подростков. Первых артистов нашли прямо на улице — заинтересовали жонглированием и моноциклом. За 20 лет проект из цирка для хулиганов вырос в независимый культурный проект, с собственным шатром, профессиональной труппой, инклюзивным центром, где занимаются артисты с синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра, поведенческими и ментальными особенностями.

Миссия проекта — раскрытие творческого потенциала детей и подростков.

«Мы хотим создавать возможности для раскрытия творческого потенциала, чтобы люди становились свободнее и счастливее. Через эксперименты мы узнаём и расширяем границы. Мы меняем себя, общество и пространство вокруг», — говорят основатели проекта.

По их словам, в доступном искусстве и образовании нуждается огромное количество людей. «Через цирк мы говорим о важном, отвечаем на социальные вызовы и создаём общество, в котором хотим жить», — добавляют авторы.

Одна из задач проекта — снизить стигматизирующее отношение к тем, кто чем-то отличается — людям с особенностями, со сложным поведением, «неудобным» людям.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ

Метод Упсала–Цирка основывается на соединении двух направлений: современного циркового искусства и социальной педагогики. Главным инструментом работы с детьми является цирковое творчество, но у обоих направлений есть общая цель — дать возможность детям расти в среде, которая способствует их социальному, культурному и общечеловеческому развитию. Если социальная педагогика использует инструменты, которые помогают детям в успешной адаптации в существующем обществе и мире, то цирк создает пространство, в котором дети могут осознавать себя, развиваться творчески и начать задавать вопросы этому обществу.

Дети занимаются в цирке пять раз в неделю, приходя сюда после школы. Все регулярные занятия в Упсала–Цирке проходят в смешанных возрастных группах: в одной группе могут заниматься дети от 7 до 17 лет с разным уровнем технической подготовки. В программу цирковой подготовки в Упсала–Цирке входят следующие дисциплины: акробатика, жонглирование, пантомима, современный танец. В состав педагогического коллектива входят:

  • художественный руководитель и директор, по образованию театральный режиссер;
  • тренер–педагог, постановщик трюков — профессиональный цирковой артист;
  • тренер–педагог актерского мастерства — профессиональный артист;
  • хореограф;
  • социальный педагог;
  • социальный работник.

Все тренировки и репетиции готовят ребят к спектаклям, и каждый ребенок играет в спектакле хотя бы один раз. Спектакль — это результат работы и вклада каждого, воплощение творческого начала организации, диалог с миром, облаченный в художественную форму. Как и в классических творческих коллективах Упсала– Цирк готовит премьеры каждый год.

В программу цирка всегда включены выступления в социальных учреждениях и на благотворительных мероприятиях. На таких выступлениях ребята видят, что их творческая энергия имеет положительное влияние на жизни людей в трудной ситуации, и что именно они — носители творчества — могут влиять на других и менять мир. Эта роль открывает новое пространство для роста подростка — он развивает в себе способность сочувствовать другому человеку (что соответствует задачи развития социальной перспективы).

ПРЯМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА 2022 ГОД

  • сохранили все текущие группы;
  • сделали 3 выездных арт-резиденции для создания творческих продуктов;
  • выпустили 2 новых спектакля с детьми и подростками;
  • съездили 2 раза на гастроли с двумя разными спектаклями (Норильск и Москва);
  • артист цирка поступил в Московское цирковое училище;
  • спектакль «Рондо» выиграл в номинации «Лучший инклюзивный спектакль» Большого детского фестиваля.

ЧТО СДЕЛАНО ЗА ПРОШЛЫЙ ГОД

  • 58 хулиганских тренировок в месяц;
  • 34 тренировки для творческого центра в месяц;
  • минимум 4 инклюзивные тренировки в месяц;
  • 11-дневный инклюзивный цирковой лагерь весной;
  • 8 «открытых цирков» было проведено в марте. Это мероприятие, на которое может прийти любой желающий и попробовать разные цирковые дисциплины под руководством сотрудников цирка. В роли экспертов на мастер-классах выступают хулиганы, наравне с профессиональной труппой цирка и тренерами;
  • 1 «открытый цирк» для беженцев из Украины;
  • 2 городских интенсива с ночевкой в цирке (2, 3 курс);
  • 1 палаточный лагерь на Ладоге (4 курс);
  • 1 палаточный лагерь в Туутари-парке (3 курс);
  • 1 творческая инклюзивная резиденция («Роскошные» + 3 курс);
  • 1 празднование внутреннего нового года в шатре цирка.

Дополнительно, кроме основной программы курсов, артисты цирка поучаствовали в мастер-классах по работе с диаболо, по канатам, саунд-дизайну, пилону, балансу, освоению воздушных дисциплин и трапеции, поиску концепции и идеи Карнавала, паркуру, хип-хопу.

МОДЕЛЬ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

  • частные пожертвования;
  • доход от коммерческой деятельности: онлайн-курсы, мерч, билеты от спектаклей;
  • гранты;
  • пожертвования от коммерческих компаний.
 Упсала-Цирк — место, в котором люди смеются и плачут.-2

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Анализ эффективности организации включает в себя два вида анализа:

  • успехи развития детей;
  • эффективность процессов.

Анализ успехов развития ребёнка в цирке происходит по четырем группам ценностей:

  • принятие себя и других;
  • желание менять;
  • умение действовать;
  • здоровье и безопасность.

Внутри каждой ценности анализируется развитие конкретных навыков. Каждый навык оценивается от 0 до 10. Если внутри навыка анализируется несколько поведенческих проявлений, тогда оценкой навыка является средневзвешенное значение оценок каждого поведенческого проявления.

Рассмотрим навык «не боится взаимодействовать с другими людьми».

Поведенческие проявления:

  • периодически говорит сотрудникам цирка о том, что ему мешает заниматься или не нравится в цирке.
  • рассказывает о своих желаниях при взаимодействии с другими людьми в цирке (детьми и взрослыми).
  • использует творчество как способ установить контакт с другими людьми в процессе мероприятий Упсала-Цирка.

Как строится оценка:

  • периодически говорит сотрудникам цирка о том, что ему мешает заниматься или не нравится в цирке — 6.
  • рассказывает о своих желаниях при взаимодействии с другими людьми в цирке (детьми и взрослыми) — 8.
  • использует творчество как способ установить контакт с другими людьми в процессе мероприятий Упсала-Цирка — 5.

Навык: «не боится взаимодействовать с другими людьми» — 6,3.

Аналогично происходит формирование анализа для ценностей — это средневзвешенное значение оценок навыков, входящих в ценность.

Точки анализа:

  • статус регулярного взаимодействия с ребёнком (педагогическо-артистический совет) — сотрудники социального отдела, тренеры, художественный руководитель (все сотрудники, которые взаимодействуют в регулярных процессах с ребёнком) обмениваются информацией с целью единого понимания текущей ситуации, в которой находится ребёнок, а также понимания, как это может влиять на поведение в цирке. Информацию об изменениях в поведении ребёнка социальный работник заносит в индивидуальную карточку ребёнка. Совет проходит 2 раза в месяц.
  • регулярный анализ сотрудниками — на основании взаимодействия с ребёнком каждый сотрудник заполняет свою анкету с оценкой навыков ребёнка. Участвуют: сотрудники социального отдела, тренеры, художественный руководитель. Анкета заполняется в электронном виде в карточке ребёнка. Проходит 1 раз в 5 месяцев (январь, июнь).
  • анализ временных преподавателей — проходит после взаимодействия преподавателя с ребёнком в рамках мероприятий цирка. Например, летнего/зимнего лагеря, лаборатории, резиденции и др. Преподаватель участвует в оценке, только если работал с ребёнком более двух дней, минимум 12 часов. По результатам заполненной анкеты сотрудник социального отдела проводит интервью с преподавателем для верификации результата и соответствия анализа ценностям цирка. Интервью может проходить в индивидуальном порядке или быть частью обсуждения на педагогическо-артистическом совете. Проходит в течение трех календарных дней после мероприятия. Анкета заполняется в электронном виде в личной карточке ребёнка, хранится с комментариями социального работника. Социальный работник указывает важную информацию в личной карточке ребёнка, а также использует её в своей регулярной оценке.
  • анализ участия в проектах: проходит после проектов в цирке, в которых участвовал ребёнок. Например, летний/зимний лагерь, турне и другие. Каждый сотрудник цирка, который участвовал в проекте заполняет анкету. Не позднее 7 календарных дней после окончания мероприятия проходит общая встреча, на которой участники обсуждают результаты каждого ребёнка. Сотрудники учитывают эти результаты в своей регулярной оценке. Социальный работник указывает информацию в личной карточке ребёнка. Каждый сотрудник заполняет анкету в электронном виде в личной карточке ребёнка.
  • опрос детей: социологическое исследование, в рамках которого эксперты проводят интервью с ребёнком и предлагают интерпретацию результатов опроса в разрезе четырех ценностей цирка по каждому навыку. Проводится 1 раз в год в период с июня по август.

Для каждого сотрудника разработана своя анкета для оценки, которая позволяет ему оценить поведенческие проявления ребёнка непосредственно в тех мероприятиях и процессах, в которых участвует сотрудник. Сотрудник оценивает развитие навыков ребёнка только на основании своего собственного профессионального опыта и наблюдений. Если информации для оценки недостаточно, не было возможности пронаблюдать оцениваемое поведение, сотрудник не оценивает данный пункт или блок.

Анализ результатов: в течение года происходит два среза успеха развития детей в цирке (в январе и в июне). Для анализа эффективности процессов выделены основные процессы, которые в данный момент находятся в зоне риска или неопределённости.

Такими мероприятиями (процессами) могут быть: набор новой группы, адаптация новой группы, работа с текущей группой, цирковые тренировки, участие в публичных мероприятиях, мероприятия по безопасности жизнедеятельности, событие года. После проведения первой оценки по данной схеме мы сформулируем для себя цели по развитию эффективности организации в следующих разрезах:

• % детей содержащих 7 и выше баллов в ценности «Принятие себя и других»;

• % детей содержащих 7 и выше баллов в ценности «Желание делать»;

• % детей содержащих 7 и выше баллов в ценности «Умение действовать»;

• % детей содержащих 7 и выше баллов в ценности «Здоровье и безопасность»

ДОСТИЖЕНИЯ И НАГРАДЫ

  • Спектакль «Эффект пинг-понгового шарика» — участник Fringe Festival в Эдинбурге (2017).
  • Спектакль «Я Басё» — лауреат Всероссийской театральной премии «Золотая Маска» (лучший спектакль в номинации «Эксперимент») и Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» (в номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая работа композитора», «Лучшая работа художника по свету»); участник фестиваля «Grenzenlos Kultur» в городе Майнце (Германия), международного фестиваля БТК-фест (Санкт-Петербург), фестиваля «Площадка» (Санкт-Петербург), фестиваля «Мы вместе» (г. Новый Уренгой).
  • Спектакль «Сны Пиросмани» — лауреат Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» (номинации «Лучшая работа композитора» и «Лучший актёрский ансамбль»), участник фестиваля «Царь-Сказка» (Великий Новгород), фестиваля «Протеатр» (Москва), программы «Золотая маска в городе» (Москва).