Найти тему

Нерыцарское поведение

Нерыцарское поведение

Картина «Битва при Ла-Хоге», написанная в конце семнадцатого века голландцем Адрианом ван Дистом, который из Старых Мастеров.

Художник незаслуженно забытый на многие годы, но потихоньку возвративший известность. Цены на его работы уверенно заходят на аукционах за 150000 долларов.

Сам голландец с молодости переехал в Лондон, где нанялся к господину Грэнвиллу, графу Бату. У него в поместье он создал большую серию картин окрестностей и развалин, которые принесли ему первую известность. Правда портреты ван Дисту не удавались, но зато морские зарисовки ему удавались не хуже пейзажей.

Плюс Адриан еще расписывал деревянные панели и потолки комнат для хотящих эксклюзива уважаемых господ, но это была нормальная, высокооплачиваемая халтура.

На картине догорают лучшие французские корабли эскадры Турвиля. Флагман «Солей Рояль" горит особенно хорошо. Не хуже полыхают "Триумфант" и "Адмирал". Рядом превращаются в дорогостоящие дрова несколько фрегатов. Все они выбросились на берег, в надежде спастись от англо-голландского флота.

Но не срослось.

Битва при Ла-Хоге состоялась 23 мая 1692 года и была заключительным этапом недавнего сражения при Барфлере, войны Аугсбургской лиги.

То есть сначала все шло хорошо. Флоты встретились, уверенно сражались, потом навалился штиль. Возникла пауза. Зная местность, Турвиль решительно перерубил якорные канаты и воспользовавшись сумерками и течением быстро стал уходить. Наверное, в других условиях так бы все и закончилось, французы уверенно бились несмотря на двухкратное преимущество англичан и не потеряли ни одного корабля, но…

Если бы не одно но. Англичане бросились в погоню. Французы как раз совсем собрались устроить десант в Англию. Восстанавливать на троне Якова Второго. И у побережья Шербура сосредоточили огромное количество барж и кораблей для переброски войск. Потому англичане не отступили. Пока не была ликвидирована угроза они исступлено ходили и ходили в атаку на французов пока не сожгли и корабли эскадры и большую часть транспорта.

К концу сражения Франция потеряла пятнадцать линейных кораблей из Флота Океана. Они сгорели вместе с ранеными, которых никто не спас, опасаясь атакующих английских брандеров. Избиение происходило на глазах родной армии, ожидающей на берегу погрузки.

Деморализация достигла неимоверного размера. Ни о каком вторжении никто уже речи не вел. Да и в целом Франция надолго отказалась от идеи морского превосходства.