Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Североамериканская Арктика: как США и Канада работают с коренными малочисленными народами

Оглавление

Зарубежные СМИ об Арктике

Фото: Издательство «Кириллика» и Ассоциация КМНС и ДВ
Фото: Издательство «Кириллика» и Ассоциация КМНС и ДВ

Арктические стратегии США и Канады

В арктической зоне Северной Америки проживает около 80 тысяч представителей коренных малочисленных народов. В Канаде преобладают инуиты, занимающие преимущественно северо-восточные земли, а в штате Аляска коренные народы представлены также инуитами и алеутами. Традиционно местное население занималось рыболовством.

С приходом в Арктику промышленных и добывающих корпораций правительства США и Канады начали работать над взаимодействием традиционного уклада жизни коренных народов и развивающейся промышленности. Для этой цели в нулевых годах странами были приняты арктические стратегии.

Доктрина Канады основана на решении социально-экономических проблем региона, поэтому, с одной стороны, ставка делается на разработку наиболее востребованных ископаемых ресурсов для удовлетворения экономических потребностей, а с другой — на развитие рыболовной отрасли, традиционной для коренного населения Севера.

В арктической стратегии США все цели подчинены достижению энергетической безопасности страны, поэтому основой хозяйства видят нефтегазовую отрасль. Так, 80% доходов штата Аляска формируются именно за счёт добычи нефти и газа. Взаимодействие с коренными народами Севера и промышленными корпорациями США ведётся, как правило, на локальном уровне.

Как в канадской, так и американской арктических стратегиях ключевым вопросом развития коренных народов Севера является их социальное обеспечение посредством взаимодействия с добывающей промышленностью по вопросам управления территориями.

Взаимодействие общин коренных жителей и компаний

В Канаде этот вопрос решается следующим образом — община коренных жителей подает заявку на свою территорию и становится органом самоуправления после её подтверждения.

Чтобы начать разведку и добычу полезных ископаемых компании необходимо заключить трехстороннее соглашение с общиной и правительством страны, где обязательно указывается размер ренты в пользу общины. Такая форма взаимодействия эффективна при запуске локальных проектов по добыче полезных ископаемых. Если говорить о крупномасштабных проектах, корпорации чаще всего откупаются высокой рентой для местных общин, игнорируя протесты местного населения и независимые экологические экспертизы.

Так, в ходе разработки проекта урановых руд в районе Киггавика на севере Канады проведённая по заявке инуитов экологическая экспертиза вынесла отрицательное решение. Использование водного пути для перевозки грузов, а также строительство терминала и базы материально-технического обеспечения, согласно заключению экспертизы, приведёт к загрязнению водных ресурсов, уничтожит местную экосистему и нарушит традиционную экономику коренных народов, основанную на охоте и рыболовстве. Несмотря на это, операторы проекта продолжили разведку и подготовку к добыче урановых руд, игнорируя требования местной общины и экологической экспертизы.

В США вопрос совместного управления территориями выстроен через участие коренных народов в местных органах управления. Данная модель малоэффективна с точки зрения влияния на промышленные организации или получения от них какой-то ренты, так как все решения по производству принимаются на федеральном уровне. Показательный пример — добыча полезных ископаемых в заповедной арктической зоне на Аляске. Региональные власти совместно с местными общинами выступили против реализации проекта, однако федеральное правительство дало ему зелёный свет.

Ситуация в рыболовной отрасли США и Канады

В рыболовной отрасли коренные народы Севера практически отстранены от участия в управлении этим бизнесом. В нулевых годах законодательство США и Канады было обновлено, в связи с чем рыболовные компании получили неограниченный доступ к водным ресурсам и им больше не требуется направлять свои проекты на экологическую экспертизу и согласовывать их с северными общинами. Сложившаяся ситуация негативно влияет на взаимодействие традиционной и современной хозяйственных культур, когда крупные корпорации начинают «убивать» локальный бизнес коренных народов.

Один из вариантов поддержки коренных народов Севера на североамериканском континенте в сложившейся ситуации засилия добывающих и рыболовных производств — их инкорпорация в складывающуюся социально-экономическую среду через трудоустройство.

Первый положительный пример взаимодействия производства и коренного населения показали компании-операторы алмазных месторождений к северу от канадского Йелоунайфа. На добывающих комбинатах до 56% рабочих составляют местное население американской Арктики.

В американской арктической стратегии также признаётся значимость аборигенного населения Аляски, а именно — необходимость учитывать его многолетний опыт при современном освоении штата. Однако не везде инкорпорация проходит такими темпами, как в Канаде.

В промышленной отрасли штата трудоустроено лишь 5% коренных жителей, несмотря на существующую государственную поддержку.

В виду большого количества именно нефтяных проектов коренные народы Аляски выражают опасения, что они могут привести к нарушению экологии, а соответственно, уничтожат ключевую отрасль большинства коренных народов — рыболовство.

***

Автор: Денис Ивановский, специально для GoArctic