Найти в Дзене
1001.ru

Ширма — вещь и картина

Оглавление

Декоративная живопись на ширме появилась в Японии и заняла важное место в истории изобразительного искусства. Из всех вещей, сопровождавших жизнь японца, составлявших его микромир, ширма в наибольшей степени была связана с пространством, разделением помещений, организацией интерьера.

«Ирисы у Яцухаси», автор: Огата Корин, после 1709
«Ирисы у Яцухаси», автор: Огата Корин, после 1709

Ширма, состоящая, как правило, из нескольких панелей, — предмет мобильный. Она может быть сложена, перенесена. Условно ее можно назвать «малой архитектурной формой». В каждой среде (дом, храм, дворец) ширма с росписью выполняла и свою особую, духовную функцию уже в силу принадлежности к искусству, всякий раз имея различное смысловое содержание.

В помещениях традиционного японского дома редко встречается нагромождение вещей — так было всегда. Минималистичное убранство выражает преобладание пространства над предметом — это определяющее свойство культуры интерьера в стране восходящего солнца. Такой порядок демонстрирует уважение к пространству как таковому, его самостоятельную ценность.

В исследовании, посвящённом святилищу в Исэ, известный архитектор Кэндзо Тангэ писал о свойственном древности, но сохранявшемся и позднее умении «мыслить образами пространства», а не просто осознавать его как место размещения чего-либо:

...пространство в японской архитектуре — природа сама по себе, пространство, дарованное природой. Даже если это пространство ограничено, оно не образует независимый мир, отдельный от природы, оно рассматривается в теснейшей связи со своим окружением.
«Пейзаж с гиббонами», автор: Сэссон Сюкэй, ок. 1570
«Пейзаж с гиббонами», автор: Сэссон Сюкэй, ок. 1570

С распространением буддизма отношение к пространству как ценности поддерживалось концепцией пустоты как потенции всего сущего, источника возникновения материального мира, в том числе и вещей. Обращённость к природе, как к идеалу, составляла главную особенность художественного освоения мира в национальной психологии Японии и методом, который можно назвать ключевым в понимании смысла многих произведений искусства этой страны. Ощущение целостности мироздания, формировавшееся в древности на основе пантеизма синто, а позднее поддержанное буддизмом с его доктриной наличия «естества Будды» как в живых существах, так и в предметах, на протяжении средневекового периода проявлялось на всех уровнях японской культуры.

Известно, что самые ранние образцы ширм были привезены из Китая еще в VIII веке. Возможно, что первые ширмы представляли собой экраны и ставились перед входом в помещение, ибо считалось, что злые духи могут двигаться только по прямой, и таким образом им преграждался путь. Для ширм употреблялась особо прочная бумага ручного производства «гампи». Мастер выполнял росписи на отдельных листах на полу, затем укреплял их на внутренней раме и закреплял ещё раз на внешней из полированного дерева. Для золотого фона на бумагу наклеивали квадраты из фольги. Створки ширм очень плотно примыкали друг к другу, и когда ширма была полностью развёрнута, оставался лишь узкий зазор.

Художник мог игнорировать форму стоящей ширмы с находящимися под углом друг к другу створками и расписывать всю плоскость как единую. Но крупные живописцы учитывали эту особенность и создавали композиции с соответствующим ритмическим построением и привычным для восточного глаза движением взгляда справа налево (как при чтении иероглифического текста), а также заниженную точку зрения человека, обычно сидящего на циновках пола.

«Ипомеи», автор: Судзуки Киицу, начало XIX века
«Ипомеи», автор: Судзуки Киицу, начало XIX века

Ширмы-картины — двуединство предмета утилитарного и художественного одновременно. Они позволяют понять многое о важных аспектах японской культуры — от философско-мировоззренческих до бытовых. Но это возможно лишь в том случае, если видеть эту конкретную вещь не изолированно (в музейной витрине), но как органическую часть системы — во внутреннем убранстве жилища.

Сада Абэ
Материалы автора

____________

При поддержке «СОЛО на клавиатуре»

Всё ещё тратите 15-20 минут на то, чтобы набрать одну страницу текста? Но зачем? Ведь можно пройти курс «СОЛО на клавиатуре», научиться печатать вслепую и делать то же самое в 3-4 раза быстрее, да ещё без лишней нагрузки на зрение!