Мужчины и женщины могут делать одно и то же… Но как по-разному мы воспринимаем их действия в зависимости от гендерной принадлежности.
Навеяло обсуждением вчерашнего материала о супружеском конфликте, многократно разрешаемом хлопаньем дверьми и уходом из дома на несколько дней.
На протяжении семейной жизни каждая пара вырабатывает свои способы и стратегии разрешения конфликтных или потенциально конфликтных ситуаций. Когда людей собирается больше одного, столкновения интересов оказываются неизбежными. Как сглаживаются углы при таких столкновениях, бывает интересно понаблюдать.
Существуют продуктивные стратегии разрешения конфликтов: сотрудничество и компромисс. Хотя по поводу компромисса мнения специалистов периодически расходятся. Если пара умеет сотрудничать и находить компромиссы, то с проблемой семейного конфликта, она до психолога, как правило, не доходит. Если пара решает конфликты через открытую борьбу – соперничество, возможны разные варианты.
Уклонение, которое демонстрирует мужчина во вчерашнем материале, рассматривается различным образом. Мнения здесь разделились: часть комментаторов (не обязательно мужская) пришла к выводу, что мужчина, разрывая контакт в ситуации конфликта, собственно, прекращает его. Он не видит другого способа погасить конфликт, делает, что может. Женщина снова и снова доводит ситуацию до того, что мужчине приходится уходить из дома. Надо разобраться в том, что она такого делает, чтобы вынудить мужчину уйти в никуда из дома, и сделать это снова и снова. Поэтому история неполная, а психолог на стороне женщины.
Психолог на стороне женщины потому, что пишет женщина, есть ее видение, ее информация, и только она (женщина) на своей территории при таком раскладе может что-то сделать. Мужской стороны здесь нет. Поэтому мужская позиция здесь при таком рассмотрении более объектная, чем субъектная.
Но вернемся к тому, как описывает ситуацию женщина. Такую стратегию разрешения конфликта мужчина практикует долгие годы. Когда были маленькие дети, она боялась его уходов, потому что не знала, когда он вернется, и вернется ли. А затем мужчина возвращается и ведет себя, как ни в чем ни бывало. Это означает, что конфликтная ситуация, в чем бы она ни состояла, не решается. Противоречия остаются. Они отодвигаются или закапываются в настоящем моменте, чтобы не спровоцировать новый уход, не погрузить себя и детей в пучину страха неизвестности снова тогда, когда на это нет сил, и вообще мы все так рады, что папка вернулся!
Неразрешенный конфликт снова зреет, противоречия накапливаются, бабах! – мужчина снова хлопнул дверью и ушел.
Если представить обратную ситуацию, когда это женщина с криком: Ой, все! - несется к двери, она будет названа истеричкой, не умеющей вести диалог, держать удар, нормально разговаривать…нужное подчеркнуть. А мужчина? Мужчину женщина довела.
Серьезная ошибка женщины из вчерашнего материала заключается в том, что она совершила действие, к которому не была готова. Она развелась, не испытывая в нем потребности, не будучи к нему готовой. Предположительно, развелась в педагогических целях: посмотри, дорогой супруг, как невыносимо мне находиться в конфликте с тобой, мне проще быть без тебя, чем так ссориться с тобой и ждать твоего возвращения потом… Женщина считала, что мужчине это будет уроком. И в какой-то степени это стало уроком, такие конфликты прекратились. Но изменился статус отношений, значимый, но различным образом, для каждого из супругов. И еще одна ошибка женщины наложилась на первую – она осталась после развода в том же доме и продолжила выполнять свой привычный функционал. Поэтому для нее ВСЕ КАК ПРЕЖДЕ – статус супруги=проигрыш. Для бывшего мужа ВСЕ КАК ПРЕЖДЕ – статус супруга=выигрыш. Две ошибки, которые совершила женщина в описанной ситуации. Среди этих ошибок, на мой взгляд, нет той, что можно сформулировать: «довела мужчину до необходимости уходить из дома, хлопая дверями»…
Анна Бердникова