Конечно, я прочитал всего оригинального Холмса. Потому что это классика, истоки, это обязательная программа. Из этих же соображений взялся за Честертона. После прочтения первого сборника понял, что Честертон для истоков детектива не менее важен чем Дойль, а местами возможно даже и более важен, потому что находки, ходы, приемы и принципы, переработанные или не очень, потом не раз будут взяты авторами детективов. Честертон как будто дал хороший толчок именно в части нахождения чисто детективной фишки, т. е. показал, каким должен быть трюк в детективе, его главный изюм. Холмс — это приключения, персонажи, торжество дедукции, похождения супермена, часто великолепные детективные находки, такие как знаменитый трюк на Торском мосту, «принцип лающей собаки», детективная интрига под названием «Бирлстоунский гамбит». Честертон — это детективная интрига в первую очередь. Другой вопрос, что в то время жанр еще только формировался, превращался в классическую форму, готовился к лучшим своим образцам. Но что удивляет — именно Честертон поставил трюк во главу угла.
Сразу скажу: я не верю, что в рассказах Честертона есть философский подтекст. Они написаны витиевато, местами очень красиво, иногда тяжело для восприятия, но это не философские притчи, это детективные рассказы в соответствии с представлениями о детективе того времени. Сейчас многое кажется наивным, но, если разложить любой детектив на элементы, они также покажутся банальными, но именно Честертон показал, что лежит в основе детективной истории, в чем прелесть тайны и удовольствие от разгадки. Находки Честертона в области детектива это основа основ, чуть ли не учебник. Далеко ходить не надо: «принцип почтальона» (самое известное, часто упоминаемое честертоновское решение) успешно применил сам маэстро Карр, и это ни в коем случае не плагиат, это принцип построения загадки-разгадки. Принцип почтальона самый известный пример, но далеко не единственный.
Дальше краткий обзор рассказов сборника.
Гилберт Честертон «Неведение отца Брауна» (1911)
1. «Сапфировый крест»
«Преступник — творец, сыщик — критик».
Простенькая история про великого вора, странные поступки отца Брауна легко объясняются, а преступник ловко разоблачен. Рассказ совсем не впечатляет, но в истерической ретроспективе возможно это предтеча любви авторов детектива к странным происшествиям, которые неизменно будут рационально и логично объяснены. Во всяком случае именно странные поступки — изюм рассказа.
2. «Тайна сада»
Тут сразу две находки, которые потом не раз встретятся в детективах. При этом есть и невозможность — в саду, который огорожен неприступной оградой, обнаружен труп человека, которого не было в доме, пройти незамеченным в сад он не мог. Решение — основа основ, будут усложнять, но все же основная идея — вот она. Второй прием автора станет моветоном, но кто не нарушал правила, тот не был хорошим автором детективов. Есть правда серьезный ляп: СПОЙЛЕР убийца пошел показывать будущей жертве сад и взял с собой отрубленную голову для подмены, незаметно для жертвы, как жертва не заметила — не понятно.
3. «Странные шаги»
Интересная находка. Возможно, одноразовая. Но это несомненно концептуально. Схоже с принципом почтальона и близко к находке Карра. Загадки разные, решение почти одинаковое. Значит не так уж и одноразово. Доказывает теорию о том, что Честертону важно было придумать интересный трюк, здесь, например, можно было сделать проще. Вроде некоторые считают это невозможным преступлением. Не знаю, не уверен, что это так.
4 «Летучие звезды»
Вот тоже сразу в глаза бросается желание автора выделиться: банальная кража, но выкручивается вор максимально оригинально, на глазах у многочисленных свидетелей. Предтеча всех невозможных преступлений на глазах свидетелей, или фокусов со свидетелями, которые видят, но не осознают важности происходящего, главная идея — свидетели видят невинную ситуацию, а на самом деле на их глазах совершается преступление. Рассказ выглядит наивно, если не задумываться о значении идеи.
5. «Невидимка»
Любое неосторожное слово — спойлер. Возможно главное изобретение Честертона. Надеюсь, что нет.
6. «Честь Израэля Гау»
Максимально странные события легко объясняются отцом Брауном, очень понравится любителям психологической правдоподобности, хотя это конечно та еще фантастика. Таких людей не существует.
7. «Неверный контур»
Убийца совершает определенные манипуляции с уликами и все представляется в ином свете — знакомо правда? Возможно, Честертон первый кто придумал так делать. Именно с этой уликой.
8. «Грехи графа Сарадина»
А вот и детектив-схема. А убивает Б, с помощью В. Психологическое манипулирование как способ решения проблем.
9. «Молот Господень»
Невозможное преступление — загадка очень сильного удара. Рассказ — родоначальник целого направления в жанре невозможного преступления.
10. «Око Аполлонна»
Честертон блестяще решает проблему идеального преступления. Тоже своего рода отдельное направление. Неожиданный недуг решает все. Фокус с завещанием восстанавливает справедливость. Рассказ — почти классическая форма детектива, даже как будто подсказки есть.
11. «Сломаная шпага»
«— Где умный человек прячет камешек?
И большой тихо ответил:
— На морском берегу.
Маленький кивнул головой и, немного помолчав, снова спросил:
— А где умный человек прячет лист?»
«— Где умный человек прячет лист? В лесу. Но что ему делать, если леса нет?
— Да, да, — отозвался Фламбо раздраженно, — что ему делать?
— Он сажает лес, чтобы спрятать лист, — сказал священник приглушенным голосом. — Страшный грех!»
Очень интересное историческое расследование (опять отдельный поджанр?). Написано красиво и атмосферно, правда немного смазана концовка, непонятно зачем было это путешествие, если само оно не связано с историей и ходом расследования. Но мне очень понравилось. Особенно трюк, зашифрованный в цитатах.
12 «Три орудия смерти»
На первый взгляд все просто, убийца признается, свидетель подтверждает и только отец Браун, как всегда, все видит, все понимает. Тут, пожалуй, нет многоразовой идеи, но интрига получилась неожиданной. Все просто — да не просто, вижу одно — а на самом деле тут другое.
Как видно, я пытался в рассказах разглядеть идеи, последующее использование которых послужило развитию всего жанра. Именно так я воспринимаю творчество Честертона и под таким углом рассказы выглядят намного интересней.
Если оценивать рассказы с точки зрения увлекательности, оригинальности и интересности на сегодняшний день, то, конечно, не все они мне одинаково понравились, а некоторые не понравились совсем. Лучшими я бы назвал «Сломанная шпага» и «Око Апполлона», это то, что меня удивило. Остальные либо слишком наивные по сегодняшним меркам, либо просто не впечатлила концовка (из-за читательского опыта), хотя я прекрасно понимаю, что для своего времени это были оригинальные вещи, скорее всего поражающие воображение. Но в качестве исследования жанра — это бесценное чтиво, потому что каждый рассказ — это отдельная молекула, клетка детектива, из таких вот клеток потом авторы будут создавать большие запутанные истории, где переплетаются идеи, трюки, фишки и т. д.