В СМИ была серия сообщений о том, что «Группа ГАЗ» может возродить выпуск знаменитой «Волги» к лету 2024 года. До этого российские автопроизводители и государственные деятели уже заявляли о желании перезапустить производство других знаменитых советских машин: «Москвич», «Чайка», «Ока». И новая модель «Москвича», действительно, как все мы знаем, увидела свет в ноябре 2022 года. При этом «возрожденный «Москвич», очень похож на китайский кроссовер Dongfeng, а не на своего советского предшественника.
Каким же будет (если будет) перезапуск легендарной «Волги»? В любом случае, повторить исторический успех советской классики конструкторам вряд ли удастся. Ведь «Волга» — это самое культовое произведение отечественного автопрома. Несколько десятилетий эта машина оставалась несбыточной мечтой для жителей СССР, символом принадлежности к элите, признаком успеха. Сегодня мы расскажем об истории создания «Волги» и о том, почему она завоевала такую популярность во всем мире.
Все началось c не менее популярной модели — ГАЗ М-20 «Победа». Именно она стала прототипом будущей «Волги». М-20 выпускали на Горьковском заводе с 1946 года, но уже к 1950-м машина заметно устарела не только по технической части, но и по дизайну. Появилась потребность в разработке нового автомобиля, которым стал ГАЗ-21. По задумке инженеров, новый седан должен был превосходить «Победу» по многим характеристикам: скорости, внешнему виду, комфорту, размеру и расходу топлива.
В ноябре 1953 года конструкторы и дизайнеры взялись за создание первой серии «Волги». Машина получила новую агрегатную начинку и «американизированный» дизайн», вдохновленный моделями Ford Mainline и Plymouth Valiant. Созданием современного экстерьера занимался советский автомобильный дизайнер Лев Еремеев. Он использовал последние на тот момент тенденции автомоды, благодаря чему в облике будущей «звезды» отечественного автопрома появились «ракетно-космические» мотивы. В 1956 году производство «Волги» официально стартовало на Горьковском заводе.
В конце 50-х годов, конструкторы Горьковского завода перешли от классической ГАЗ М-21 к более современной модели — M-24. Первые работы по созданию новой «Волги» начались в 1958 году под руководством главного конструктора ГАЗ Александра Невзорова. Базовую комплектацию новинки позаимствовали у «двадцать первой» модели. Проектом внешнего вида занимались дизайнеры Киреев Н.И. и Циколенко Л.И. При разработке инженеры делали упор на практичность и маневренность в "реалиях советских дорог" , поскольку автомобиль предназначался для активной езды. Официально новинка была представлена в 1966 году. Спустя три года, в 1969 году, ГАЗ-24 запустили в серийное производство.
ГАЗ-21
В 1956 году было представлено несколько пробных экземпляров М-21. Через полгода началась более широкая сборка «Волги», а уже в 60-е ГАЗ-21 стал самым востребованным советским автомобилем. Новинку использовали в качестве служебного транспорта, такси, автомобилей милиции и скорой помощи. Кроме того, седан начал активно применяться в государственных структурах, например, в Комитете госбезопасности.
Новинка оказалась быстрее и практичнее своей предшественницы — модели М-20. Мотор ГАЗ-21 объемом 2,45 литров позволял выжимать до 75-85 лошадиных сил. С такими параметрами машина могла разгоняться до 120-130 км/ч. Новая модель также имела карбюраторный, 4-х цилиндровый и 8-ми клапанный двигатель, который в дальнейшем использовался в качестве «базы» для производства других советских авто.
Одной из основных особенностей новой «Волги» стала трехступенчатая автоматическая коробка передач. Однако, из-за дефицита качественного масла и отсутствия профессионального сервиса в стране обслуживать «автомат» было сложно, поэтому инженеры сделали упор на механическую КП. За два года было выпущено около 31 000 машин.
ГАЗ-24
В конце 50-х, было решено создать несколько вариантов будущего ГАЗ-24, каждый из которых мог бы подойти под разные двигатели. Для технического оснащения инженеры использовали классический четырехцилиндровый 2.5 литровый двигатель от ГАЗ-21 и восьмицилиндровый V-образный на 3 литра.
Кроме того, конструкторы также применили в работе 5.53-литровый восьмицилиндровый и дизельный четырехцилиндровый (скорее всего — для экспорта). Плюсом 24-ки стал новый кузов, благодаря которому повысилось качество управления, несмотря на старую шкворневую подвеску и заднюю рессорную.
5 фактов о «Волге», которые вы не знали:
- Есть мнение, что, когда ГАЗ-21 планировали запускать в производство, маршал Г.К. Жуков не оценил новинку. Но когда на капоте автомобиля появился пятиконечный символ СССР, полководец изменил свое отношение к «Волге».
- Почти треть автомобилей легендарной марки поставлялась за границу. В 1958-м на Горьковском автозаводе даже создали отдел экспортных поставок. За два года СССР поставил в 43 страны 11 797 «Волг» на сумму 226 529 600 рублей. Среди экспортёров были не только страны социалистического лагеря, но и Греция, Бельгия и даже Англия.
- Оказывается «Волгу» выпускали за рубежом! В 1961 году бельгийский импортер Scaldia-Volga S.A запустил поставки советских машин в Европу. Волга бельгийской сборки отличалась от отечественного прототипа «сердцем»: под капотом вместо 4-цилиндровых двигателей ЗМЗ стояли более экономичные дизели нескольких марок – Indenor-Peugeot, Perkins и Rover.
- В 60-70-х годах для будущих такси разработали единый цвет — «фисташковый». При создании оттенка учитывалось несколько важных деталей. Например, использование колера для других машин линейки было под запретом. Цвет кузова должен был гармонично вписываться в городской пейзаж, не вызывая негативные эмоции у людей. В этой окраске «Волга» для таксомоторов выпускалась вплоть до 1978-го. После автоконцерн сделал выбор в пользу лимонно-желтого оттенка.
- «Волга» принимала участие во многих советских кинолентах. Каждый видел ее в фильмах: «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука» и других фильмах. Музыканты также использовали знаменитый автомобиль в своем творчестве. ГАЗ-21 участвовал в клипах «Megadeth» (композиция «Kill The King») и «Rammstein» («Du Hast»), а ГАЗ-24 — в клипе Depeche Mode «Stripped».