Найти в Дзене

История Волги: 5 фактов о легендарном автомобиле, который хотят возродить

Оглавление
Волга — советский шик и блеск. (Фото из открытых источников)
Волга — советский шик и блеск. (Фото из открытых источников)

В СМИ была серия сообщений о том, что «Группа ГАЗ» может возродить выпуск знаменитой «Волги» к лету 2024 года. До этого российские автопроизводители и государственные деятели уже заявляли о желании перезапустить производство других знаменитых советских машин: «Москвич», «Чайка», «Ока». И новая модель «Москвича», действительно, как все мы знаем, увидела свет в ноябре 2022 года. При этом «возрожденный «Москвич», очень похож на китайский кроссовер Dongfeng, а не на своего советского предшественника.

Один бренд возродили, но Волга - не Москвич (картинка из открытых источников)
Один бренд возродили, но Волга - не Москвич (картинка из открытых источников)

Каким же будет (если будет) перезапуск легендарной «Волги»? В любом случае, повторить исторический успех советской классики конструкторам вряд ли удастся. Ведь «Волга» — это самое культовое произведение отечественного автопрома. Несколько десятилетий эта машина оставалась несбыточной мечтой для жителей СССР, символом принадлежности к элите, признаком успеха. Сегодня мы расскажем об истории создания «Волги» и о том, почему она завоевала такую популярность во всем мире.

Будут ли действительно возрождать легендарную марку автомобиля? (фото из открытых источников)
Будут ли действительно возрождать легендарную марку автомобиля? (фото из открытых источников)

Все началось c не менее популярной модели — ГАЗ М-20 «Победа». Именно она стала прототипом будущей «Волги». М-20 выпускали на Горьковском заводе с 1946 года, но уже к 1950-м машина заметно устарела не только по технической части, но и по дизайну. Появилась потребность в разработке нового автомобиля, которым стал ГАЗ-21. По задумке инженеров, новый седан должен был превосходить «Победу» по многим характеристикам: скорости, внешнему виду, комфорту, размеру и расходу топлива.

"Победа" - предшественница Волги (фото из открытых источников)
"Победа" - предшественница Волги (фото из открытых источников)

В ноябре 1953 года конструкторы и дизайнеры взялись за создание первой серии «Волги». Машина получила новую агрегатную начинку и «американизированный» дизайн», вдохновленный моделями Ford Mainline и Plymouth Valiant. Созданием современного экстерьера занимался советский автомобильный дизайнер Лев Еремеев. Он использовал последние на тот момент тенденции автомоды, благодаря чему в облике будущей «звезды» отечественного автопрома появились «ракетно-космические» мотивы. В 1956 году производство «Волги» официально стартовало на Горьковском заводе.

 Первая модель Волги со знаменитым олененком на капоте — ГАЗ М-21 (фото из открытых источников)
Первая модель Волги со знаменитым олененком на капоте — ГАЗ М-21 (фото из открытых источников)

В конце 50-х годов, конструкторы Горьковского завода перешли от классической ГАЗ М-21 к более современной модели — M-24. Первые работы по созданию новой «Волги» начались в 1958 году под руководством главного конструктора ГАЗ Александра Невзорова. Базовую комплектацию новинки позаимствовали у «двадцать первой» модели. Проектом внешнего вида занимались дизайнеры Киреев Н.И. и Циколенко Л.И. При разработке инженеры делали упор на практичность и маневренность в "реалиях советских дорог" , поскольку автомобиль предназначался для активной езды. Официально новинка была представлена в 1966 году. Спустя три года, в 1969 году, ГАЗ-24 запустили в серийное производство.

ГАЗ-21

В 1956 году было представлено несколько пробных экземпляров М-21. Через полгода началась более широкая сборка «Волги», а уже в 60-е ГАЗ-21 стал самым востребованным советским автомобилем. Новинку использовали в качестве служебного транспорта, такси, автомобилей милиции и скорой помощи. Кроме того, седан начал активно применяться в государственных структурах, например, в Комитете госбезопасности.

Внутри ГАЗ М-21 (Фото из открытых источников)
Внутри ГАЗ М-21 (Фото из открытых источников)

Новинка оказалась быстрее и практичнее своей предшественницы — модели М-20. Мотор ГАЗ-21 объемом 2,45 литров позволял выжимать до 75-85 лошадиных сил. С такими параметрами машина могла разгоняться до 120-130 км/ч. Новая модель также имела карбюраторный, 4-х цилиндровый и 8-ми клапанный двигатель, который в дальнейшем использовался в качестве «базы» для производства других советских авто.

Двигатель ГАЗ М-21  (Фото из открытых источников)
Двигатель ГАЗ М-21 (Фото из открытых источников)

Одной из основных особенностей новой «Волги» стала трехступенчатая автоматическая коробка передач. Однако, из-за дефицита качественного масла и отсутствия профессионального сервиса в стране обслуживать «автомат» было сложно, поэтому инженеры сделали упор на механическую КП. За два года было выпущено около 31 000 машин.

ГАЗ-24

В конце 50-х, было решено создать несколько вариантов будущего ГАЗ-24, каждый из которых мог бы подойти под разные двигатели. Для технического оснащения инженеры использовали классический четырехцилиндровый 2.5 литровый двигатель от ГАЗ-21 и восьмицилиндровый V-образный на 3 литра.

ГАЗ-24 без олененка, но более мощный (фото из открытых источников)
ГАЗ-24 без олененка, но более мощный (фото из открытых источников)

Кроме того, конструкторы также применили в работе 5.53-литровый восьмицилиндровый и дизельный четырехцилиндровый (скорее всего — для экспорта). Плюсом 24-ки стал новый кузов, благодаря которому повысилось качество управления, несмотря на старую шкворневую подвеску и заднюю рессорную.

Внутри ГАЗ М-24 (Фото из открытых источников)
Внутри ГАЗ М-24 (Фото из открытых источников)

5 фактов о «Волге», которые вы не знали:

  • Есть мнение, что, когда ГАЗ-21 планировали запускать в производство, маршал Г.К. Жуков не оценил новинку. Но когда на капоте автомобиля появился пятиконечный символ СССР, полководец изменил свое отношение к «Волге».
  • Почти треть автомобилей легендарной марки поставлялась за границу. В 1958-м на Горьковском автозаводе даже создали отдел экспортных поставок. За два года СССР поставил в 43 страны 11 797 «Волг» на сумму 226 529 600 рублей. Среди экспортёров были не только страны социалистического лагеря, но и Греция, Бельгия и даже Англия.
Волга на выставке в Брюсселе в 1958 года (Фото из открытых источников)
Волга на выставке в Брюсселе в 1958 года (Фото из открытых источников)
  • Оказывается «Волгу» выпускали за рубежом! В 1961 году бельгийский импортер Scaldia-Volga S.A запустил поставки советских машин в Европу. Волга бельгийской сборки отличалась от отечественного прототипа «сердцем»: под капотом вместо 4-цилиндровых двигателей ЗМЗ стояли более экономичные дизели нескольких марок – Indenor-Peugeot, Perkins и Rover.
  • В 60-70-х годах для будущих такси разработали единый цвет — «фисташковый». При создании оттенка учитывалось несколько важных деталей. Например, использование колера для других машин линейки было под запретом. Цвет кузова должен был гармонично вписываться в городской пейзаж, не вызывая негативные эмоции у людей. В этой окраске «Волга» для таксомоторов выпускалась вплоть до 1978-го. После автоконцерн сделал выбор в пользу лимонно-желтого оттенка.
  • «Волга» принимала участие во многих советских кинолентах. Каждый видел ее в фильмах: «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука» и других фильмах. Музыканты также использовали знаменитый автомобиль в своем творчестве. ГАЗ-21 участвовал в клипах «Megadeth» (композиция «Kill The King») и «Rammstein» («Du Hast»), а ГАЗ-24 — в клипе Depeche Mode «Stripped».
Волга в клипе Rammstein
Волга в клипе Rammstein