Посмотрим на изнанку литературной тусовки?
Михаил Вячеславович Гундарин поможет нам подсмотреть что же такого происходит в современной литературной тусовке и расскажет, как блог стирает границ между профессией и хобби.
Но сначала подпишемся на его блог: https://t.me/gvozdi5
А теперь можно и начинать!
—Литература — это…
– Способ производства духовных ценностей через создание уникальных творческих продуктов. Это с одной стороны. С другой — увлекательный процесс. Не случайно вокруг литературы существует своего рода элитарная тусовка. Имеется здесь и соревновательный принцип. Вот на одной из литературных премий в моя книга вошла в лонг-лист наряду, например, с книгой Захара Прилепина и других знаменитых авторов. Почетно. Но ведь для меня они одновременно и конкуренты. Ну, кто кого?
— Что еще бывает в тусовке?
— Дискуссии о больших вещах и событиях в мировом пространстве. Например, о метамодерне не только в искусстве, но и в политике. Писатели любят поговорить о чем-то возвышенном.
— Ваш блог — окошко в литературную тусовку для читателей?
— Мой блог помогает узнать, что из себя представляет литературное сообщество. Он ориентирован на тех, кто в нем «варится», но и для стороннего обывателя будет интересно подглядеть за тусовкой. Я стараюсь делиться не только профессиональными статьями и рецензиями, но и историческими фактами, полезными подборками. Недавно обсуждали распорядок дня великих писателей на примере Харуки Мураками, узнали, что у всех свое понимание идеального времени работы.
— Зачем нужен блог лично вам?
— Блог — это способ и самому подумать об умном и парадоксальном, и другим рассказать. А еще блог — следствие литературной и профессиональной деятельности в качестве преподавателя, между которыми стерлись границы. Я пишу художественные произведения, занимаюсь литературной критикой, для чего анализирую систему коммуникаций в культуре и социуме в целом. Пытаюсь влиять на литературный процесс. А своим студентам читаю курс арт- журналистики, где мы говорим про рецензии и книги. Ну и целый комплекс дисциплин, которые посвящены также анализу коммуникаций, организации информационных потоков.
— И как вы влияете на литературный процесс?
— Например, пишу ругательную рецензию на книжку. Ее из-за этого читать не будут, или жюри какого-нибудь конкурса увидит и премию не даст. Или похвалю, и все будет наоборот. В руках критиков много власти. Это все, конечно, только в мечтах (Смеется).
— Литературный процесс — это только критика?
— Нет, конечно. Есть несколько уровней: например, литературные события, фестивали, конкурсы, встречи с читателями; ну и само создание литературных произведений. Авторы пишут, ориентируясь, с одной стороны, на свое желание что-то сказать миру, с другой — на существующие сейчас стандарты и тенденции. Именно поэтому нельзя написать что-то в манере, например, Некрасова или Фета. Литература — это дело живое, развивающееся. Если мы не выходим в цилиндрах или кафтанах на улицу, то почему должны повторять моду прошлых веков и в литературе? Конечно, можно написать «в подражание» классикам, но это будет именно «под», под них.
— А не получается ли так, что в погоне за современностью мы ничего хорошего не пишем?
— Если мы хотим быть прочитанными и услышанными, то должны ориентироваться в повестке. Читатели Достоевского, Блока и Вознесенского и читатели сегодняшние — совершенно разные. Прошло время, многое поменялось. Это как с футболом: чтобы стать знаменитыми сейчас, гениям Пеле или Льву Яшину пришлось бы выучить новые приемы игры, новые техники, которые бы приносили успех их командам.
– Не разучились ли современные авторы писать «как раньше», без оглядки на аудиторию?
– В последние годы литература меняет свой социальный статус и возвращается к положению занятия для немногих. «Немногие» это и непрофессиональные авторы, и очень ограниченный круг читателей. Как было еще XVII-XVIII веках. Или даже превращается в субкультуру. Если вы любите читать, то поздравляю, вы литературный гик!
– Может и лучше, если литература станет клубом для гиков?
– Время покажет. Пока государство поддерживает школьное образование, пока есть те, кому просто нравится читать, пока есть то, о чем хотят говорить, литература будет жить и оставаться не субкультурой, но важным социальным явлением. Вот сейчас, например, случился подъем патриотизма. И сразу вырос интерес к поэзии. Люди хотят говорить о том, что важно, слушать об этом. Возможно, конечно, что это лишь один из всплесков перед превращением литературы в субкультуру…
– Почему так происходит?
– Литература в социальном смысле — это некий способ осмысления действительности, доступный и понятный очень многим. А сегодня эти «многие», прекормленные визуальной информацией, картинками, шортсами, рилсами хотят чего-то «другого». Другого взгляда, другой позиции, других чувств. Искренности. В свое время поиск этого «другого» обернулся резким взлетом бардовского движения.
– Но сейчас бардов очень мало, с чем это связано?
Авторская песня не в блестящем положении, потому что ее девиз — «мы поем стихи». А какие стихи сейчас петь, чтобы быть понятыми многими? В каком-то смысле, бардам наследовала рок-культура, потом рэп-культура – и все они уходили все дальше от литературы в классическом ее понимании. Ну и тот же рэп – его слушает и читает куда меньшее количество людей, чем некогда бардов.
– То есть прошли времена, когда люди любили что-то массово? Теперь все стремятся к аутентичности, самоидентифицируются через что-то неизвестное?
– Да, даже взять книжный рынок, то есть пространство традиционно понимаемой литературы. Сейчас читатели возвращаются к поэзии и прозе, хотя в последние годы стремились наоборот, к нон-фикшну. Литературная Вселенная необъятна, много всего происходит.
– А сколько людей именно в вашей литературной вселенной?
– Да совсем немного, человек 100, которые постоянно комментируют, пишут, интересуются. Несколько больше тех, кто поглядывает «одним глазом». Это вполне нормально.
– Что бы вы посоветовали тем, кто еще не знаком с вашей вселенной, вашим блогом?
– Познакомиться с ним, конечно. Но не надо ограничивать себя только одной литературной вселенной! Да здравствует мультиверсум, множественность миров! Путешествуйте по ним с удовольствием и – все же читайте книги.