Добрый день, читатель.
Недалеко от Старого Арбата, в Глазовском переулке, находится особняк, который обязательно бросится в глаза даже случайным прохожим, своей необычной отделкой кирпичом разных оттенков и оригинальной угловой лоджией.
Построил этот особняк в 1898-1899 годах, по своему проекту, известный архитектор Лев Николаевич Кекушев. Особняк известен как первое здание в стиле модерна в Москве и одно из первых зданий в этом стиле в России (в те годы этот стиль ещё так не назывался, это название пришло позднее).
Кстати, о некоторых других особняках Кекушева мы уже рассказывали на нашем канале, например, о Хлудовских банях и усадьбе Грачевка, обязательно почитайте, у них очень интересные истории и замечательный декор.
Существует красивая московская легенда, что Кекушев построил особняк для себя, но Отто Листу, племяннику и зятю известного московского предпринимателя Густава Ивановича Листа, так понравился этот особняк, что он предложил архитектору за него очень привлекательную цену. И Лев Николаевич не устоял и продал свой дом.
Однако Мария Нащокина, известный исследователь московского модерна и биограф Кекушева, предполагает, что архитектор изначально строил дом с целью последующей продажи. А то, что особняк оформлен в необычном и непривычном для Москвы начала XX века стиле, говорит нам о том, что Кекушев работал над особняком без ориентира на конкретного заказчика и веяния моды.
Особняк внешне смотрится празднично, легко, солнечно. Определенно, чувствуется оптимистичный настрой архитектора, он радуется жизни, воодушевлен, полон идей и замыслов.
Это отразилось и в выборе цветов внешней отделки особняка (от светло-желтого до ярко-оранжевого цветов кирпича) и в ярком мозаичном декоре.
В отличие от более позднего модерна Шехтеля, стиль Кекушева наиболее близок к раннему франко-бельгийскому модерну Виктора Орта. Мы можем увидеть этот стиль в характерных для раннего модерна растительных орнаментах, окнах различных форм, мозаичных вставках и керамических панно.
При взгляде на фасад особняка привлекают внимание цветочный фриз на парадном фасаде
и мозаичный декор в виде панно с морским подводным сюжетом, расположенный над главным входом в особняк. Панно и другие мозаики, вероятно, были созданы еще одним выдающимся мастером модерна – архитектором Вильямом Валькотом.
Своеобразный автограф автора - лев на боковом фасаде, шагающий на фоне солнца. Но этот лев - не собственноручный автограф архитектора, он появился только в 2012 году во время реставрационных работ как напоминание имени архитектора.
Интерьеры особняка были оформлены довольно просто и, вместе с тем, дорого - архитектор применил в декоре довольно редкие и дорогостоящие отделочные материалы, обставил комнаты сделанными на заказ предметами декора и мебели, многие из которых были выполнены по собственным эскизам архитектора и встроены в специально созданные им ниши. К настоящему времени большинство первоначальных интерьеров особняка утрачены.
Несмотря на то, что сам особняк смотрится небольшим и легким, внутренние пространства выглядят большими и просторными.
Сохранились двухмаршевая парадная лестница с ограждениями оригинального геометрического рисунка, выполненная из темного полированного дерева,
и оригинальные деревянные балки потолка.
Первый марш парадной лестницы ведет на первый этаж, где располагались парадные помещения дома: кабинет, смежная с ним буфетная, большая гостиная и столовая (так назывались эти помещения при Кекушеве). Все эти комнаты сохранили деревянные балки потолков, двери из массивного темного дерева и оконные деревянные рамы. Не исключено, что пространство между деревянными балками изначально было украшено живописью (об этом писал архитектор в журнальной заметке об этом здании). К сожалению, эти росписи не сохранились.
В буфетной сохранился альков, устроенный у окна и обрамленный деревянным порталом, и буфет, созданный по проекту Кекушева (смотрите в карусели).
Через красивые деревянные двери, обрамленные геометрическими порталами, хозяева проходили в свои жилые комнаты на втором этаже. Витражи, расположенные над дверями сегодня, выполнены современным художником, стилизовавшим мотивы модерна.
Из комнаты с полукруглым окном можно было выйти на маленькую угловую лоджию. Наверное, приятно было посидеть на ней теплым летним вечером с чашечкой чая или кофе.
Угол лоджии поддерживает очаровательная колонна, выполненная из чёрного гранита, с литой чугунной ажурной капителью. А сверху ее украшает сводчатый потолок.
В полу лоджии располагался люк, который вел в потайную кладовую дома (это, видимо, был тайник для хранения ценностей).
Отто Лист прожил в особняке недолго, финансовые дела его сильно пошатнулись, и в 1908 году он продал особняк художнице Наталье Кусевицкой, жене Сергея Кусевицкого, известного контрабасиста и дирижера, музыканта оркестра Большого театра.
Жизнь особняка при этих владельцах была наполнена музыкальными событиями. На устраиваемых здесь Кусевицкими вечерах выступали известные музыканты. За стоявшим в гостиной роялем музицировали Танеев, Рахманинов, Прокофьев, Скрябин и другие известные композиторы. А еще в этом особняке у Кусевицких гостил знаменитый дирижер и композитор Клод Дебюсси во время своих гастролей по России.
С началом Первой мировой войны Кусевицкие начали испытывать финансовые проблемы и продали особняк банкиру и промышленнику А.П. Мещерскому. После революции в здании располагались библиотека-читальня имени А.Н. Островского, детский сад, затем - посольство Аргентины.
В 2003 году дом передали представительству правительства Калужской области при правительстве Российской Федерации, которое занимает его и сейчас. Посмотреть интерьеры этого особняка можно в Дни культурного наследия.
Февраль, 2013
Спасибо за внимание!
Другие интересные статьи можно найти на нашем канале.