Найти тему

Нужно ли разрешать конфликты. 5 стратегий поведения в конфликтах

118 прочитали
Внешние и внутренние конфликты  Внешние конфликты возникают на фоне накопленных противоречий в нашем подсознании. Одинаковая ситуация у одного человека вызовет конфликт, а у другого — нет.

Внешние и внутренние конфликты

Внешние конфликты возникают на фоне накопленных противоречий в нашем подсознании. Одинаковая ситуация у одного человека вызовет конфликт, а у другого — нет. Любой внешний конфликт отражает конфликт внутренний. Если его устранить, уйдёт и внешний конфликт. Поэтому, чтобы гармонично взаимодействовать с миром, людьми и самим собой, нужно разрешать сначала свои внутренние конфликты.

Внутренний конфликт — противоречивые убеждения и ценности, идеи и устремления внутри личности. Каждый человек «играет» в жизни определённые роли: родителя, супруга, ученика, учителя, ребёнка и т.д. Все эти роли — субличности одного человека, которые выполняют разные задачи. Конфликт возникает, когда между частями личности человека наступают разногласия — в противоречие вступают различные убеждения и ценности, разные способы поведения и намерения.

Нужно ли разрешать конфликты или лучше их избегать

Чтобы предотвратить конфликт — нужно устранить противоречия. Любой конфликт нужно разрешать, не уходить от него, не игнорировать, а именно разрешать! Это основа для вашего развития и гармоничной жизни. Конфликты помогают расти, выявляют ваши слабые стороны, над которыми нужно поработать.

Конфликты и сомнения — это очень энергозатратные процессы. Когда мы колеблемся между двумя вариантами, то теряем жизненную силу и тратим энергию впустую. А если человек сомневается ещё после принятия решения, то он вредит себе вдвойне — в итоге он не получает радости от достигнутого результата.

Разрешайте любые конфликты — внутренние и внешние, это сэкономит вашу энергию, время и поможет сформировать хорошую привычку сразу же устранять разногласия, а не откладывать их в дальний ящик.

Существует 5 стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Их выделили американские психологи Томас Кеннет и Ральф Киллмен. В разных конфликтах мы выбираем разные стратегии поведения в зависимости от ситуации, оппонента и ценности отношений с ним.

5 стратегий поведения в конфликтных ситуациях

1. Принуждение (борьба).

В этой стратегии одна конфликтующая сторона хочет подчинить себе другую, не учитывая её мнения и интересы. Обычно ей пользуются те, кто уверен в своей правоте и силе. Эта стратегия приводит к ухудшению отношений.

Установка: «Ты против меня. Я против тебя. Я заставлю тебя принять моё решение».

2. Уклонение (уход) от конфликта.

В этой стратегии одна из сторон стремится избежать конфликта. Так бывает, когда силы не равны, когда не хочется продолжать общение с конфликтной личностью или тратить силы на конфликт из-за его незначительности. Уклонение смягчает конфликтную ситуацию и затягивает её во времени, но не решает.

Установка: «Ты против меня. Я не хочу связываться с тобой».

3. Приспособление (уступчивость).

При использовании этой стратегии одна из сторон отказывается от собственных интересов, готова принести их в жертву другой стороне и пойти ей навстречу. Она хочет смягчить, сгладить конфликт. Такая стратегия может быть полезной, когда предмет разногласий имеет меньшую ценность, чем взаимоотношения сторон, например, отношения мужа и жены, родителей и детей. Но она не решает проблему — противоречия подавляются до определённого времени, а потом выходят наружу.

Установка: «Ты против меня. Я готов уступить».

4. Компромисс.

Эта стратегия характеризуется взаимными уступками. Стороны принимают точки зрения друг друга, жертвуют чем-то до определённой степени. На компромисс обычно идут, когда невозможно одновременно удовлетворить желания обеих сторон или когда невозможно решить конфликт из-за недостатка времени и необходимо корректировать цели. Такая стратегия уменьшает накал страстей и недоброжелательность, но не решает проблему до конца и может привести к неудовлетворённости обеих сторон.

Установка: «Ты против меня. Я против тебя. Я готов уступить, если и ты готов уступить».

5. Сотрудничество.

Участники учитывают интересы друг друга, признают право каждого на собственное мнение, готовы его понять и принять. Они вместе ищут решение, которое отвечает устремлениям всех сторон. Эта стратегия наиболее эффективна для решения конфликтных ситуаций. Ей пользуются стороны, которые ценят отношения, имеют равный социальный статус, понимают, что цель любого конфликта — взаимное развитие для общего блага.

Установка: «Мы вместе против проблемы и находим такое решение, которое благоприятно для всех».

Какую бы стратегию вы не выбрали, помните, не всегда нужно доказывать свою правоту — важнее сохранить добрые взаимоотношения!

Если вы хотите научиться правильно конфликтовать, начните с себя — с разрешения своих внутренних конфликтов. У вас есть возможность сделать это под чутким руководством Валерия Синельникова, прослушав онлайн-семинар «Быть или не быть» в записи. На нём вы научитесь разрешать внутренние конфликты, принимать решения быстро, не сомневаясь, и довольствоваться результатом.