Опера "Борис Годунов", постановка в Свердловском театре оперы и балета. Ушин Н. А., Людмилин В. А., Дубровин А. В.
Продолжаю публиковать рукописи своего дедушки, театрального художника-декоратора, Николая Алексеевича Блинова (08.05.1908 г. - 22.11.1984 г.), памяти его создан этот блог.
"К опере "Борис Годунов" был написан храм Василия Блаженного.
Какой был храм! Писали его Кирьяновы - отец с сыном. Они писали декорации мастерски, чистота мазка с первого раза, нигде не чувствовалось повторных мазков, которые поднимают при засыхании грязь. Это ценно в клеевой живописи, всё на один дух, вся живопись высыхает одновременно и держит цвет. Еще раз, повторяю, это ценно в клеевой живописи, не поднять грязь вторым мазком. Клеевые краски не обладают яркостью, они матовы, и цвет сохраняется только от умело положенного мазка.
Здесь многому можно было поучиться той свежести, чистоте. А если это сочетается еще с хорошим рисунком, это уже прекрасно.
Это против той живописи Кузьмина "больше грязи, больше связи". Если бы не крепкий рисунок Кузьмина, который выручал написанное, от декораций пахло бы потом и грязью.
Мы Ушину в "Борисе Годунове" писали терем, и не имея еще такого опыта, как у Кирьяновых, с трудом подвели к общему знаменателю.
Терем получился у нас ватным, не было такой четкости, как на деревянных ложках, но и она иногда бывает лишней.
Декорации к "Борису Годунову" писали все художники исполнители разных театров, в разных местах. Келью и еще что-то писали в драме художники Сивач, Куфтин, терем в музкомедии, остальное выполняли художники оперы своими силами.
Декорации вышли помпезными.
Одеяния Бориса сшиты из бархата, рисунок был сделан выжиганием по бархату. Аппарат по выжиганию имел ассистент Ушина, Гуров, он и выполнял костюм и золотил его по выжиганию до такого блеска, что потом топтали костюм в снегу, чтобы привести его в обжитой вид. И такое бывает.
Выполнял я декорации пятому художнику, Людмилину.
Писал я ему арку к опере "Дочь кардинала". Совсем другой художник, размашистый, как бы все небрежно, и цвет, и рисунок. Но, в основном, все это очень крепко держит архитектуру, в чем он был мастак. Сколько у него было написано занавесей архитектурных, с витыми колоннами и прямыми, арок готических и каменных, непостижимо.
Выполнял ему половецкий стан в "Князе Игоре". И работал с ним над спектаклем драмы "Семья Фарелли теряет покой". Хорошей души человек, ко мне был добр, ему нравилось мое исполнение, легко было для него исполнять.
Мы одинаково видели цвет.
Когда в продаже появилась суровая бязь, он первый перешел писать задники и горизонты на суровой бязи без грунта, анилиновыми красками, сколько было у него панорам. Намного чище стало в театре без пыли от осыпающегося пигмента, все зависело от неумелых грунтов.
Грунты в театральной живописи - интереснейшая область. О грунтах напишу позднее.
В музкомедию в 1937 году поступил художник Александр Васильевич Дубровин, простой, задушевный, как отец родной. Всех называл Колька, Мишка, Санька. По образованию он архитектор, и работал много лет художником оперы, а сейчас в музкомедии, и я его исполнитель.
Он сразу заметил, что я плохо пишу, сухая живопись. Но меня выручала, поступившая к нам работать художником, Наталия Федоровна Блинова, она была уже Блинова, как писать об этом, пока не знаю.
А сейчас о Дубровине, главном художнике музкомедии, так он сам именовал себя. С ним много было поставлено спектаклей, работал он долго в музкомедии.
Учил натягивать холсты, грунтовать для живописи, а декорации смотрелись часто сухой архитектурностью. Машинист сцены звал его "тряпичником", много писалось декораций на материалах. Удачных постановок было мало".
Продолжение следует.
Послесловие
В архиве "Дедушкиного сундука" найдены вот такие работы, на тему этой статьи, хочу их вам показать:
Спектакль "Летучая мышь" готовился к постановке в 1938 г., но судя по всему спектакль в те годы так и не состоялся, успели отшить костюмы или нет, я не знаю. В 1938 г. Людмилина В. А. арестовали, за то, что он в 1930-1936 гг. учился в Германии, в Мюнхенской академии художеств.
Удивительно, но в 1939 г. Людмилина реабилитировали, и с 1940 г. он продолжил свою работу в театрах в качестве художника.
Справка
Дубровин Александр Васильевич (1889-1973) - художник театра, живописец, член Союза Художников СССР. Работал в театрах Одессы, Свердловска, Ростова-на-Дону и др.. В Свердловском театре оперы и балета оформил несколько постановок с 1925 - по 1931 г.. С 1936 по 1948 г. был главным художником Свердловского театра музкомедии.
Постановки Дубровина в Свердловской музкомедии (за 1937-1940 г..):
"Как ее зовут", премьера 26 марта 1937 г., впервые в стране;
"Сорочинская ярмарка", премьера 11 мая 1937 г.;
"Голландочка", премьера 9 октября 1937 г.;
"Цыганский барон", премьера 4 января 1938 г.;
"Сильва", премьера 1 апреля 1938 г.;
"Честь мундира", премьера 19 мая 1938 г., впервые в стране;
"Роза Стамбула", премьера 17 июля 1938 г.;
"Девушка из кофейни", премьера 4 февраля 1939 г., впервые в стране; "Соловьиный сад", премьера 19 марта 1939 г.;
"Веселая вдова", премьера 2 июня 1939 г.;
"На берегу Амура", премьера 5 ноября 1939 г.;
"Нищий студент", премьера 29 июня 1940 г..
Людмилин Владимир Алексеевич (1905-1976) - художник театра, заслуженный деятель искусств РСФСР. Родился в Киеве.
В 1935 г. окончил Мюнхенскую академию художеств.
С 1937 по 1940 г. работал художником в Свердловском театре драмы и в Свердловской музкомедии (кроме 1938-39 гг.).
В 1938 г. против него завели "дело", ведь он учился в Германии, но в 1939 г. его реабилитировали, и с 1940 он продолжил свою работу в театрах.
В 1957 г. стал главным художником Свердловского театра оперы и балета.
Им гордится оперный театр.
Постановки Людмилина в Свердловской музкомедии (до 1940 г.):
"Счастливая звезда", премьера 30 апреля 1940 г., впервые в стране ; "Марица", премьера 6 ноября 1940 г..
Далее, в другие годы, были еще другие постановки.
А спектакль "Летучая мышь" в 1938 г. так и не был поставлен, постановка его была в Свердловской музкомедии только лишь 14 июня 1947 года, возможно уже с другими эскизами, а может и с этими же,
и возобновлена 9 декабря 1953 г..
Благодарю за просмотр!
Ранее выпущенные статьи, посвященные памяти деда, его рукопись, предыдущие части, можно посмотреть в подборках:
Памяти близких посвящается
Дедушкина рукопись
А еще, наша Свердловская музкомедия стала на днях юбиляром 😊
Если вам было интересно, прошу поддержать канал лайками, комментариями и подпиской.
Ваша активность очень поможет развитию канала.