Советы специалистам, которые могут поделиться опытом и хотят подзаработать
Я пишу статьи 5 лет. За это время несколько раз знакомые спрашивали: что нужно, чтобы начать писать статьи и зарабатывать на них. Решила свои советы оформить в статью. Спойлер: профессионалы, которые никогда не писали статьи, часто ценятся больше, чем простые копирайтеры. Объясню почему.
Почему сейчас так много статей
Почти у каждой большой компании есть свой блог. В нем они публикуют статьи разных форматов: новости, мнения, ликбезы, интервью, кейсы клиентов. Статьи пишут для того, чтобы повышать продажи и узнаваемость бренда. А еще для того, чтобы делиться качественным материалом, который поможет читателю.
Мысль: вы несколько раз дали мне бесплатно информацию, я за это благодарен. Бренд ассоциируется с положительными эмоциями, а значит, повышается лояльность.
Кто пишет эти статьи: эксперт или копирайтер
У меня есть два ответа. Каждая редакция сама решает, как работать с экспертами:
1. Эксперт просто дает комментарий копирайтеру. Это самый распространенный способ написания экспертной статьи. Его преимущество в том, что не каждый специалист может структурировать мысли в большую статью. На помощь приходит копирайтер. Он формирует список вопросов, проводит интервью с экспертом, пишет статью, отправляет на проверку эксперту.
Часто за такой комментарий эксперту не платят. Если специалист ведет соцсети или наполняет свой сайт, для него комментарий - это дополнительный способ рекламы. Причем довольно простой: поделись знаниями и получи упоминание. Самому ничего писать и контролировать не надо.
Копирайтер ищет специалистов по знакомым или в соцсетях. Скорее придут к тому эксперту, кто ведет свой блог или канал, делится знаниями, которые подходят к теме статьи.
2. Эксперт сам пишет статью. Такой способ подходят тем блогам/редакциям, где материал пишут профессионалы для профессионалов. Например, разбирают нюансы бухгалтерии, помогают решить юридические вопросы. Также пишущие эксперты нужны в сильно узких нишах. Например, если нужно писать о программировании, делать научные или медицинские материалы.
За такие статьи редакции платят. Материал смотрят редактор, корректор, дизайнер помогает с оформлением. Возникает понятный вопрос: как найти такие редакции?
Как найти редакции, где нужны статьи от экспертов?
У меня есть несколько мыслей по этому поводу:
- Узнайте, есть ли у вашей компании блог или соцсети. Если есть, то подумайте, чем вы можете помочь, в какой теме вы разбираетесь. Например, продавцу-консультанту, который продает велосипеды, несложно рассказать, как выбрать велосипед для прогулки/для езды по горам и тд. У копирайтера на поиск материала уйдет несколько дней. Думаю, что руководство может вас отметить и дать премию:)
- Вспомните, какие профессиональные ресурсы вы читаете. Иногда на таких сайтах есть раздел «Стать автором». Чаще всего за них платят: либо фиксировано за статью, либо за количество знаков. Знаю, что на некоторых ресурсах оплата за статью доходит до 10 тысяч. Для каких медиа можно писать:
Обо всем: Тинькофф Журнал.
О гаджетах: Журнал Ситилинк.
О маркетинге: блог ТеxTerra.
О бизнесе: блог Деловой мир.
О законах: сайт «Адвокатская газета».
Об историях по теме бизнеса, образования, маркетинга: медиа Нетологии.
Советы по написанию статьи
1. Определите, какую проблему читателя хотите решить в статье. Держите ее в голове на протяжении всей работы над материалом.
2. Помните о том, для кого вы пишете. Какой уровень знаний по этой теме может быть у потенциального читателя? Нужно ли ему объяснять термины? Нужно ли приводить примеры, чтобы он понял?
3. Придумайте логичную структуру. О чем сначала нужно узнать читателю, с какими терминами познакомиться.
4. Делите текст на абзацы. Одна мысль — один абзац.
5. Приводите примеры из практики (плохие и хорошие), давайте ссылки на законы и документацию.
6. Подумайте, что читатель должен получить, прочитав вашу статью. Здесь речь о знаниях, советах, шаблонах документов.
Если боитесь, что у вас не получится сложить слова в предложения, прочитайте книгу «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Она поможет с основами: как писать по делу, как делить текст на абзацы, как писать так, чтобы читатель вас понял.