Часто художников изображают в образе отшельников, плывущих по жизни в полном одиночестве. Да и сами художники порой чувствуют себя отторгнутыми от общества.
Иногда это можно объяснить мифологизацией художественной деятельности в поп-культуре. Но не все так просто.
Эту статью меня побудила написать случайная встреча со старой знакомой. За час общения она навесила на меня столько ярлыков, что даже я удивилась. И вспомнила прошлое, когда если я говорила, что художник, у собеседника появлялся набор предрассудков:
- я могу создать великий шедевр где-то между делом, за 5 минут и за 0 рублей;
- современные художники создают никчемные поделки (да да, это утверждение вместе с предыдущим умещается в одной голове);
- Какие-то моральные качества, присущие по их мнению всем художникам (хорошо, если это какие то хорошие качества, чаще могут сравнивать с Лермонтовым (его отношения с противоположным полом и т.д.), а также инфантильность, лень, склонность к зависимостям, отсутствие логического мышления и прочее и прочее.
После ста таких наполненных предрассудками оценок, вы сами поверите что ленивы, зависимы, способны создать шедевр из ничего, но он будет никому не интересен. А когда это говорят близкие и любящие люди, рискуете вовсе прекратить свою деятельность.
Теперь о причинах.
Быть художником это ставить под вопрос устои и традиции общества и общество может относиться к этому очень агрессивно. Быть художником это проветривать темные углы и делать видимыми и гласными общественные проблемы.
Кроме этого, деятельность художника не имеет четких границ и функционала, редко предполагает звания, должности, а цели каждый сам себе ставит. Такая неопределенность - плодородная почва для мифов.
Парадокс в том, что при всех этих трудностях, художнику просто необходимо взаимодействие с миром, в котором он живет. В противном случае (это кстати вторая важнейшая мысль) художник сам рискует окунуться в предрассудки об окружающих.
Выход из такого тупика - одна из задач абсолютно каждого творческого человека.
Мой ответ - искать общество людей, с которыми у меня одни ценности. Именно оно помогает справиться с творческими кризисами, чувством одиночества а также с непрошенными оценками кого-то далекого от творчества. Очень ценно, когда есть люди, которые с вами на одной волне. Но где взять это самое общество?
Есть несколько способов:
- Современные арт-школы формируют определенную среду, где вы можете познакомиться с интересными и близкими по духу. К сожалению оффлайн школы есть не во всех городах, местные фотокружки зачастую остались на уровне далекого прошлого.
- Онлайн-школах. Это конечно не тоже самое, что личное общение с однокурсниками и преподавателями. Но я бы советовала добавлять в друзья интересных людей.
- Не все могут оплатить учебу в такой школе. На этот случай есть соцсети. Подписаться на различные каналы, арт-СМИ или самих художников. Даже просто заходя в сеть с утра и видя, что кто-то на другом конце планеты имеет те же взгляды на мир придает уверенности. А самое главное - дает чувство, что с вами все нормально.
Друзья, подписывайтесь на мой Телеграм-канал ПРО Арт. Там не только статьи, но и самые последние новости о моем курсе самопродвижения, посты о вдохновении, фото с выставок, стримы и много чего еще интересного.