В 1941 году даже ученики младших классов знали: скоро будет война с Германией. Но для всех было страшной неожиданностью, что мы оказались не готовы к этой войне, что каждый месяц наши войска сдают по нескольку городов.
У Евгения Петровича Антонова была специальность механика (Серпуховское авиационно-техническое училище), поэтому он попал служить в 452-й скоростной бомбардировочный авиаполк, обслуживать бомбардировщики СБ.
«После трёх боевых вылетов в полку осталось всего три самолёта»
В начале войны они летали без прикрытия истребителями, и, конечно же, несли большие потери. Самолёт, который обслуживал Антонов, был сбит уже во втором своём боевом вылете. Лётчик совершил вынужденную посадку в болото, и все трое членов экипажа остались живы.
«В результате трёх боевых вылетов на передовую у нас в полку осталось всего три самолёта. А было три эскадрильи. Большинство членов экипажей смогли спастись с парашютами и остались в живых. Но от полка быстро ничего не осталось, и всех направили в Энгельс – переучиваться на пикирующие бомбардировщики Пе-2».
Пикирующие бомбардировщики Пе-2 только теоретически изучали, а самих самолётов в наличии не было. Нужно было ждать, пока их сделают на авиазаводах. И часть личного состава перевели обучаться на аэросани – в Соликамск, в танковое училище.
Зима 1942-го года была холодной и очень снежной. Аэросани, по словам Евгения Петровича, – оказались «штукой» из фанеры с авиационным мотором на четырех лыжах, оснащённой одним пулемётом. Впереди 8-мм броня, а с боков – фанера, и бензобак на видном месте сзади.
Как такую «штуку» использовать?
«Аэросани – это сплошные поломки: моторы стояли уже использованные в авиации, после капремонта»
В основном применяли для перевозки раненых, для разведки, для переброски десантников, подвоза боеприпасов.
Были такие случаи, что аэросани вызывали огонь вражеской батареи, чтобы наша артиллерия могла засечь позиции немцев и уничтожить их. То есть, использовали их как наживку. Бывали и такие случаи, когда аэросани создавали шум моторов, чтобы враг подумал, что в этом месте скопление наших танков.
«Аэросани – это сплошные поломки, потому что там стояли моторы, которые ранее уже использовались в авиации, отработали свой ресурс и были отданы на переборку. С ними приходилось часто возиться,– вспоминает Евгений Петрович, – потом другое дело: не заметишь воронки от снаряда, глядишь, лыжа туда нырнула и оттуда уже выбираться надо. После самолётов я, как механик, был поражён тем, какое тут было ужасное убожество. Это всё равно, что сравнить хорошую машину с разбитой телегой».
Бывало такое, что наедешь на пехотную мину, и лыжа ломается. Для этого на крыше всегда имелись запасные лыжи, а сбоку – запасной винт. Были и немецкие прыгающие мины. Зацепишь проволоку, а она, подлетает кверху и там уже взрывается. Так делали, чтобы объём поражения был больше.
С техникой справлялись. Механики все подобрались очень умелые и смекалистые. Хотя большинство из них были совсем молодыми ребятами, но всё равно в шоферском деле уже людьми искушёнными. Механики-водители аэросаней были в основном шофёры, а помощники по технической части – из авиации, потому что моторы аэросаней были авиационными.
Антонов служил в 27-м отдельном аэросанном батальоне. В каждой из рот было три взвода, и в каждом взводе по три машины. Значит, в роте всего было девять машин. В батальоне было три линейных роты и четвёртая – рота обслуживания. Там были и машины, и аэросани, и кухня, и всё прочее.
Быт бойцов аэросанного батальона
Жить приходилось в разных местах, в том числе и в суровых полевых условиях.
«В лесу даже приходилось. В лесу я как-то поначалу не умел. У нас были ребята уральцы. Они вбивали колья, а потом спилят одно дерево, затем другое и ставят эти бревна метра по три длиной в яму, в углубление. Дальше из лапника делали настил. Там одно бревно лежит над другим. Это называется нодья. Вот под него кладется всякая щепка. Огонь разгорается и горит всю ночь. Ребята лежат, отдыхают, а дневальный стоит на посту».
Когда получалось, в деревнях тоже останавливались. Там уже жизненные удобства имелись. Но на фронте было немало и таких населённых пунктов: нет ни стен, ни крыш. Торчат одни только печки, голые кровати и больше ничего. Всё сожжено.
В начале 1943-го их перебросили под Сталинград. Но это было уже на самой финальной стадии операции по окружению и ликвидации группировки Паулюса. Никаких боёв на долю 27-го отдельного аэросанного батальона не выпало.
Их отправили обратно в Соликамск. Под Сталинградом довелось видеть большое количество немецких и румынских военнопленных.
Таким образом, после Ленинградского фронта Антонову довелось ещё побывать на Северо-Западном (1942 г.), Сталинградском (1943 г.) и 2-м Прибалтийском (1943-1944 гг.) фронтах.
Когда снег начинал таять – аэросани сдавали на хранение и отправлялись работать по специальности – обслуживать самолёты на аэродромах. Там уже становилось всё больше порядка и эффективной работы, по сравнению с роковым 1941-м годом.
Это Владимир, канал «Две Войны». У меня есть Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍
Как вы думаете, насколько эффективной техникой были аэросани?