Правительственная комиссия по законодательной деятельности 10.07.2023 одобрила законопроект Минцифры, устанавливающий «особенности обработки персональных данных отдельных категорий лиц в особом порядке».
Согласно проекту, поправки вносятся в законы о персональных данных, защите информации, ФСБ, внешней разведке, госохране, полиции, оперативно-розыскной деятельности, госзащите потерпевших и свидетелей, судей и должностных лиц правоохранительных органов. Вступление изменений в силу запланировано на 01.03.2024.
В результате у сотрудников силовых органов появятся полномочия по доступу к информационным системам с персональными данными в целях их «уточнения, извлечения, обезличивания, блокирования, удаления или уничтожения». Декларируется, что это касается только «отдельных категорий лиц», которые в первую очередь связаны с силовыми ведомствами, и они будут перечислены в указе президента.
Про возможные злоупотребления сотрудников силовых органов или третьих лиц, получивших несанкционированный доступ в плане «уточнения, извлечения, обезличивания, блокирования, удаления или уничтожения» данных говорить не приходится. Однако в связи с этой законодательной инициативой возникает вопрос: поможет ли закон действительно защитить чувствительную информацию о сотрудниках силовых органов?
Защита информации необходима. Современные методы работы с массивами и базами персональных данных, включая различные бытовые сведения, вполне могут стать инструментом давления на человека и использоваться представителями недружественных государств во вред российским гражданам и стране.
Однако, чтобы защита была действительно эффективной, нужна не просто некая маскировка данных, срабатывающая при несанкционированном доступе к информации, но полное легендирование цифрового образа. Причем во многих случаях она касается не только перечисленных лиц, но и членов их семей и ближайших родственников. Когда речь идет о нескольких миллионах человек, эту задачу вряд ли удастся успешно решить.
Этим дело не ограничивается, ведь Госдума принятием 11.07.2023 изменений в законы РФ по созданию законодательной базы для введения цифрового рубля уже свела на нет всё то, о чём шла речь ранее.
Как известно, у каждого пользователя цифровым рублем, а механизм его работы построен по западным стандартам, будет один единственный счет в ЦБ, и Банк России будет располагать информацией обо всех гражданах страны. И это не какой-то «легендарный» образ, а вполне конкретная и реальная информация обо всех. Банковские процедуры «Знай своего клиента» никто не отменял, и они по решениям ЦБ и Росфинмониторинга в рамках борьбы с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, и финансированием терроризма будут только ужесточаться.
Несоответствие легендированного цифрового образа с тратами реальных людей будет неизбежно приводить к конфликту баз данных и автоматической блокировке счетов клиентов в Банке России.
Любые выплаты бюджетных средств гражданам цифровым рублем являются однозначным критерием их работы в государственных органах.
По мере вытеснения Банком России наличных из обращения с их дальнейшим полным запретом в горизонте 2027 – 2030 годов все операции станут полностью прозрачны для мегарегулятора вне зависимости от степени цифрового легендирования тех или иных лиц. Возможность работы с большими данными и тесные взаимосвязи Банка России с западными наднациональными структурами вроде Банка международных расчетов и Международного валютного фонда и обмен информации с ними превращают нынешнюю законодательную инициативу по защите сведений об «отдельных категориях лиц» и потраченные на ее воплощение в жизнь народные средства в ничто.
Вот так принятие по идее нужного с государственной точки зрения закона уже изначально оказывается лишено смысла. Если, конечно, там действительно планировали защищать информацию о силовиках, а не править и вычеркивать данные обычных несогласных с теми или иными решениями властей граждан.