Знание иностранных языков помогает в карьерном продвижении и открывает более широкие возможности для трудоустройства. А как изучение новых языков влияет на нас самих, на наш мозг и мышление? Не случайно ведь программы классического образования аристократии во всех странах включали изучение как нескольких европейских языков, так и не имеющих практического применения древнегреческого, латыни, мертвых языков.
Прежде всего, каждый урок английского или другого языка – это тренировка. Это те час-полтора, когда мозг переходит в режим интенсивной работы, обращается к данным, хранящимся в памяти, запоминает новые слова и правила. Если система не используется, она ржавеет. А чтобы мозг не «заржавел», перед ним нужно постоянно ставить новые задачи, изучать, понимать, запоминать новую информацию.
Во время занятия работают сразу несколько мозговых центров: мы одновременно воспринимаем информацию визуально и на слух, подключаем моторику при записи конспекта, декодируем символы другого языка (чаще всего приходится иметь дело не с кириллическим алфавитом), соотносим значение слов с родным языком, а также проделываем обратную задачу, когда требуется перевести фразу с русского на иностранный.
Изучение любого языка подразумевает запоминание новых слов, правил спряжения глаголов, других грамматических правил – память тренируется не хуже, чем при заучивании стихов. В процессе запоминания мы используем три системы: лексическую, синтаксическую и фонетическую. Лексическая отвечает за смыслы, подбор нужного слова, наиболее точно отражающего то, что мы чувствуем и хотим передать в речи. Синтаксическая работает со словоформами: родами, числами, падежами, спряжениями, частями речи. Фонетическая система позволяет облечь слово в соответствующий звук (наверняка вы замечали, как пытаясь вспомнить фамилию или слово в голове крутится «что-то на букву «к»» и всплывают похожие с искомым словом фонемы).
Изучение новой информации стимулирует образование новых нейронных связей на физиологическом уровне, то есть буквально происходят химические процессы с участием веществ-нейромедиаторов, приводящие к возникновению новых путей прохождения электрического импульса. Люди, занятые в профессиях, требующих постоянного умственного напряжения и работы с новой информацией, статистически реже подвержены возрастным деменциям и дольше сохраняют ясность ума. Поэтому изучение иностранных языков можно рекомендовать в любом возрасте не просто как приятное хобби, но и как профилактику снижения активности мозга и отмирания нейронных связей.
Ещё один полезный эффект изучения иностранных языков – развитие логического мышления и аналитических способностей. Языковые системы имеют стройную структуру (хоть иногда на первый взгляд и может показаться, что язык хаотичен, а исключений больше, чем правил). Изучение и понимание этой структуры учит мозг искать логические связи, правила словообразования и построения грамматических конструкций. Зная правила, вы без труда образуете от существительного «бег» и глагол «бегать», и прилагательное «бегущий» и так далее. В разных группах языков эти структуры имеют свои особенности, и чем больше разных понятийных и синтаксических систем изучает человек, те больше вариантов анализа данных осваивает его мозг.
При изучении иностранного языка мы, так или иначе, соприкасаемся с культурой и историей его носителей. Многие устойчивые выражения, пословицы и поговорки, грубые или, наоборот, комплиментарные эпитеты уходят корнями в традиции народа, образ жизни, религию. Расширяется наш кругозор, становятся более понятными эти загадочные «другие», «странные». Явления, получив название, входят в наш понятийный аппарат, перестают быть чем-то чужеродным. Так складывается большая картина мира, как мозаика, состоящая из множества разноцветных кусочков.
Широта взгляда определяет способность человека находить точки соприкосновения с разными людьми в личных и рабочих взаимоотношениях. Дело не только в способности выразить мысль иностранными словами (с этим справится и онлайн-переводчик), а в чем-то большем, глубинном понимании другого через его язык – главное средство коммуникации.
Ну и напоследок скажем, что изучение иностранного языка дает положительные эмоции. Дело в том, что за этот процесс отвечает левое полушарие мозга, активность в нем связана с положительными эмоциями, открытым поведением, желанием общения. Активация центров говорения как на родном, так и на иностранном языке вызывает удовольствие и ощущение счастья.
Так что изучение языков полезно со всех точек зрения!