Найти в Дзене
Leadbelly

“Волки в тире”: рецензия на альбом Юрия Шевчука

Главный антивоенный певец современности Юрий Шевчук вновь сказал свое слово, на этот раз в виде полновесного альбома “Волки в тире”, сочиненного им на двоих с Дмитрием Емельяновым, клавишником иноагентки Земфиры. По музыке запись получилась бодрая и разнообразная, да и в целом - сильная. Что же касается текстов, то в “Волках” содержатся актуальные политические высказывания автора, однако далеко не во всех песнях. Другим темам здесь тоже нашлось место. Пять из девяти композиций на альбоме - это жесткие антивоенные манифесты, в которых излагается точка зрения Шевчука на российко-украинские отношения и на развивающийся между сторонами военный конфликт. Заглавная песня “Родина, вернись домой” - в целом хорошая, но только до тех пор, пока Юрий Юлианович не произносит: У державы стояк, воют бабы в ночи… Ну и дальше Не сходи с ума, это не твоя война Ждут грачи в полях весной Родина, вернись домой Шевчук проговаривает заезженное в дружественных ему кругах заклинание: “это не наша война”. Почем

Главный антивоенный певец современности Юрий Шевчук вновь сказал свое слово, на этот раз в виде полновесного альбома “Волки в тире”, сочиненного им на двоих с Дмитрием Емельяновым, клавишником иноагентки Земфиры.

Дмитрий Емельянов и Юрий Шевчук. Источник: planeta.ru
Дмитрий Емельянов и Юрий Шевчук. Источник: planeta.ru

По музыке запись получилась бодрая и разнообразная, да и в целом - сильная. Что же касается текстов, то в “Волках” содержатся актуальные политические высказывания автора, однако далеко не во всех песнях. Другим темам здесь тоже нашлось место.

Пять из девяти композиций на альбоме - это жесткие антивоенные манифесты, в которых излагается точка зрения Шевчука на российко-украинские отношения и на развивающийся между сторонами военный конфликт.

-2

Заглавная песня “Родина, вернись домой” - в целом хорошая, но только до тех пор, пока Юрий Юлианович не произносит:

У державы стояк, воют бабы в ночи…

Ну и дальше

Не сходи с ума, это не твоя война
Ждут грачи в полях весной
Родина, вернись домой

Шевчук проговаривает заезженное в дружественных ему кругах заклинание: “это не наша война”. Почему эта война не наша? А не дает он на это ответа. Но сказал - не наша - как отрезал. По музыке же “Родина, вернись домой” - это прямо Земфира.

В песне “Волки в тире” автор сетует и на отмены концертов “ДДТ”, и на то, что таких, как он, несогласных с политикой, проводимой российскими властями, обвинили в непатриотизме, мол, за то, что они “не пошли убивать чужие рассветы”.

Но отчаянного оптимизма хватит нам до конца света

- обещает автор. И добавляет через несколько строф:

Наши песни привычны к боли, они и знают, они и дышат
В облаках придорожной пыли и в подвалах на грани фола
Мы с тобой еще не забыли колокольчики рок-н-ролла
….
Прячут духи рок-н-ролла: прилетела - не убила

Мир, в общем, несправедлив, чувствуют автор и его единомышленники себя жестяными волками в тире, попасть в которых - если продолжать эту мысль - проще простого.

Вот только высказывание про трагизм, про эту по большей части выдуманную игру в бирюльки, что “не дают выступать” - хотя и звучит красиво, но вообще, конечно, все это - самолюбование и позерство.

“Танцы” - песня о дяде в бетонном мешке, который, как пещерный человек с дубиной, обижает соседнее племя. И такой-то он там и сякой.

Из человека сделал муху, из мухи слона
Эволюция твоя доползла до дна

А воюет и заставляет воевать потому, что война у него шумит в голове. В этом, мол, первопричина.

Это тебя написал Босх улыбающегося с ромашкой в ж**е.

- обращается Юрий Юлианович к антигерою. Противопоставляются всему этому ужасу в припевах автор сотоварищи со знаменем любви и добра. Ведь они - за все хорошее и против всего плохого.

Песня “Надежда” - одна из лучших на альбоме. По настроению и смыслу напоминает “На небе вороны”.

“Дрон” - не понятно, солдаты чьей из воюющих сторон сидят здесь в окопах и являются мишенями для смертоносных БПЛА. Я бы хотел, чтобы в роли нелепо уязвимых героев были все-таки российские бойцы. Автор же этот момент сознательно опускает.

“Чайковский” - лирическая песня, как и часто у Шевчука в данном случае - несколько тяжеловесная. Конечно, не лирик он по натуре. А про любовь иногда написать хочется. И уж выходит как выходит.

“Потоп”, спетая на пару с Манижей - тоже лирическая - удалась больше. И даже, наверное, это вторая лучшая песня в этом релизе. А еще я нисколько бы не удивился, если бы она появилась на одном из поздних альбомов группы “Мумий тролль” - настолько в ней все соответствует их эстетике.

“Пчела” - самый непонятный номер на альбоме. Здесь как-то неважно и с мелодией, и со словами. Теплится, правда, надежда, что я не считал неких отсылок, и на самом деле произведение все-таки глубже и философичнее, чем кажется, но пока впечатление именно такое.

Завершающая альбом композиция “Похороны войны” - типичная песня для исполнения в формате “все звезды”. С Арбениной, ну, и кто там еще мог бы пройти придирчивый идеологический и антипопсовый фейс-контроль Юрия Юлиановича - БГ? Но раз уж похороны войны, значит, все же есть свет в конце тоннеля, и вот тут я полностью с Шевчуком согласен - он обязательно должен быть. Кто бы спорил с этим.

Резюме: вот уж не думал, что это скажу, но после ряда прослушиваний альбом “Волки в тире” мне даже понравился. Конечно, главные минусы записи - настойчивое нежелание Шевчука слышать пострадавшую сторону в длящемся конфликте, коей является мирное население Донбасса, и его лукавая хиповская незамутненность в духе “Make love, not war”. Человек сделал свой выбор, верит во что-то свое, ну, и Бог ему судья. Все это было предсказуемо.

С другой стороны, альбом, повторюсь, слушать интересно, звучит он здорово. Чувствуется свежая композиторская-аранжировочная кровь в лице Емельянова. Да и десятилетия непрерывного - с переменным успехом - музыкального творчества лидера “ДДТ” никуда не делись. В результате нынешний Шевчук звучит все ж таки посильнее раннего - 80-х и начала 90-х.