Речь идет о междугородних автобусных маршрутах «Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре» и «Хабаровск-Советская Гавань», которые обслуживает несколько компаний. Свою деятельность они осуществляют на основании документа, подтверждающего право выполнять регулярные перевозки, выданным минтрансом. Однако длительное время по тем же маршрутам курсируют автобусы предпринимателей, которые не участвовали в конкурсе, а значит права на такую работу не имеют. Но это не мешает им регулярно работать у всех на виду.
- Есть два перевозчика, которые не участвовали в конкурсах, но осуществляют регулярные перевозки людей. То есть они, за ту же сумму, что и правомерно действующие перевозчики, собирают пассажиров и везут их. А граждане понятия не имеют, что это не легально. Билеты продаются в киосках, в офисах и на сайтах, даже в аэропорту они есть. Более того, чаще всего именно услуги таких перевозчиков предлагают людям, - рассказал источник, знакомый с ситуацией.
При этом коммерсанты получают не маленькую прибыль. Например, стоимость билета в Совгавань составляет 2 500 рублей. По данному маршруту перевозчики осуществляют в день по два нелегальных рейса туда и обратно. Даже если перевозить по 20 человек, а это еще не полная вместимость автобуса, то легко посчитать выручку - 200 000 рублей каждому нелегальному перевозчику в сутки. Ровно столько же несут убытков легальные компании.
- То есть, человек, который хочет выполнять легальные перевозки, выполняет для этого определенные требования: покупает автобусы соответствующего класса, комфорта и так далее. Потом участвует в конкурсе, выигрывает в нем, и рассчитывает, что будет возить людей по выделенному ему маршруту. В итоге приходят другие товарищи со своими автобусами, забирают пассажиров и легальный перевозчик не получает прибыль, на которую он рассчитывал, но на это просто закрывают глаза, - добавил источник.
Происходит это следующим образом: компании возят людей между городами под видом заказных автобусов, у которых как такового маршрута попросту нет, дублируя пути утвержденных перевозчиков. Отличаются виды деятельности тем, что регулярные перевозки организуются на утвержденных маршрутах, строго по расписанию с посадкой и высадкой пассажиров на заранее оговоренных остановках, а заказные - по договорам и разовым заказам предприятий, организаций, учреждений и населения.
- У регулярных есть такой признак, как билет или посадочный талон, который является публичным договором осуществления перевозчик. А нелегальные выполняют их под видом заказных. То есть, одна фирма фрахтует у другой транспортное средство, а при покупке билетов формируются список и пассажиров перевозят. Но здесь суть в том, что если идет перевозка по договору фрахтования, то граждане ничего не должны платить, так как не могут выступить третьим лицом в этом договоре, - разъяснил собеседник.
Как отметил собеседник, органы власти о проблеме знают - в отношении одного из нелегальных перевозчиков была подана жалоба в УФАС и разбирательства дошли до Верховного суда. Тот, в свою очередь, признал деятельность транспортной компании незаконной, но это не помешало перевозчику продолжить возить пассажиров.
- С 2021 года краевой минтранс обещает подготовить документы в суд о признании деятельности перевозчиков незаконной, но эти обещания только на бумаге. Хотя ведомство или прокуратура могут выйти в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц (пассажиров) о деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем и запрете перевозки пассажиров и багажа в соответствии со статьей 1065 ГК РФ. Но это никому не интересно, - добавил источник.
Корреспонденты сайта направили запрос в министерство транспорта региона с просьбой прокомментировать ситуацию.
А пока нелегальные автобусы продолжают заполнять остановки и собирать всех пассажиров. Например, возле ЖД вокзала постоянно стоит сразу несколько таких транспортных средств.
Напомним, тем временем людей беспокоит судьба другого автобусного маршрута, который должен соединять Хабаровск с пригородом. Каждый раз перевозчики, словно по какой-то неведомой традиции, отказываются от направления, после чего начинаются поиски нового предпринимателя. Так, в конце апреля маршрут в очередной раз удалось реанимировать. Однако после двух месяцев работы он исчез.
Рина Курдюмова, новости Хабаровска на DVHAB.ru