Найти тему

К прицепам «прицепят» уровень локализации

Этот параметр будет напрямую влиять на размер госсубсидии для производителей

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Минпромторг собирается распространить на прицепную технику механизм выплаты компенсаций утильсбора в зависимости от уровня локализации. В документ постановления правительства №31 от 15 января 2014 года, которое устанавливает порядок компенсаций утильсбора российским производителям в виде промышленных субсидий, включена прицепная техника, компенсации для которой будут дифференцированы в зависимости от уровня локализации.

История вопроса:

На субсидии, которые эквивалентны размеру утильсбора и составляют 600 тыс. рублей на прицеп, могут претендовать производители, локализация которых выше 30%. Если уровень локализации лежит в диапазоне от 30% до 50%, то в 2023 году такой производитель сможет получить 80% субсидии, а с 2024 года – только 60%.

Чтобы получить полную компенсацию, до 2025 года достаточно локализации в 50%, в дальнейшем планка повышается до 60-70%.

В Минпромторге сообщили, что для стимулирования отечественных предприятий объем предоставляемой субсидии будет пропорционален достигнутому уровню локализации. При этом предложенные планки ниже, чем сейчас, в 719-м постановлении для допуска к госзакупкам и господдержке: с 2022 года – 50%, с 2024 года – 70%, а с 2026 года – 80%.

Ассоциация «Спецавтопром» указывает, что достичь локализации отдельных видов прицепной техники (шторные, рефрижераторы и изотермические прицепы, самосвалы и др.) выше 35% сложно из-за отсутствия или недостаточного количества отечественных компонентов тормозных систем, гидравлики, холодильных установок, шторных механизмов, насосов и компрессоров.

Существенный объем баллов дает, например, локализация осевых агрегатов, говорит гендиректор ассоциации Денис Кудрявцев. При этом около 55% российского рынка осевых агрегатов в 2022 году составляли производители из Европы, Китая, Турции и Ирана. Остальное выпускали российские компании, в том числе 9 тысяч – ООО «БПВ-Ост», еще 25 тысяч – производители прицепной техники («Тонар», «ЧП Сеспель», «Нефаз», «Уралавтоприцеп»), которые использовали эти оси по большей части для собственных нужд.

«БПВ-Ост» планирует выходить на объем в 1,6 тыс. штук в месяц с февраля 2024 года.

На следующий год оставить гарантию получения не менее 80% компенсации при достижении выше 30% локализации. Помимо осей есть сложности и по другим компонентам, и, если не изменить дифференциацию, производители могут, наоборот, посчитать, что им выгоднее закупать за рубежом, т.к. отечественные оси стоят вдвое дороже китайских – примерно 150 тыс. рублей.

Гендиректор «Тонара» Денис Кривцов уверен, что система дифференциации промсубсидий предполагает плавный переход к достижению полной локализации. Сейчас продукция компании набирает около 60% локализации, но в следующем году рассчитывают выйти на 70%.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что проблема с доступностью отечественных осевых агрегатов была, но «силами российских производителей ее решить можно - понадобится только время».

Напомним, с 1 марта 2023 года вступило в силу постановление Правительства РФ, внесшее ряд корректировок в привычный порядок уплаты утилизационного сбора. LR