За свою долгую "жизнь в искусстве" гитарист Роллинг Стоунз Кит Ричардс (которого часто называют - Киф - Keef) дал столько интервью, что если их собрать воедино будет книга The Life том 2. Я выбрал из его интервью разных лет самые интересные моменты, без своих комментариев, просто прямая речь Кита Ричардса. Почитайте, может быть интересно.
О гитарах:
«Производители особо не улучшали электрогитару с тех пор, как Лес Пол и Лео Фендер выдали свои первые результаты, вот они приложили к ним свои усилия. Все остальное пытается звучать как они, но это копии».
О юбилеях:
"Мы никогда не жили по календарю. Все время в разъездах. Когда группа существует так долго, в этом есть некая тайная профессиональная гордость. Но я не думаю, что кто-то из нас стал бы говорить об этом - уж точно не друг другу или самому себе. Я думаю, что во всех странах есть понятие о десятилетиях - числах, которые заканчиваются на ноль. Я не знаю, почему. Мы решили не придавать этому слишком большого значения, зная, что нам об этом напомнят другие. Кто-нибудь да напомнит. (заразительно смеется)"
О сборнике лучших песен Forty Licks
"Мы собирались в тур, и решили выпустить сборник старых вещей. Так уж это совпало с нашим 40-летием. Перед туром мы договорились собраться во Франции на репетиции. Но что мне в сотый раз репетировать Start Me Up? Я ее сыграю с закрытыми глазами. Я люблю все эти песни. Но мы их играем уже больше 30 лет. Я предложил всем приехать со своими новыми песнями и предложил записать некоторые из них и вставить в сборник. Типа "продолжение следует."Это у Битлз сборник будет состоять только из старых песен, а мы еще живы, в этом разница. Когда мы собрались, оказалось, что новых песен штук 30. Это было слишком много. Мы отобрали 4. Losing My Touch в моем исполнении была последней. Но, честно говоря, последнее, о чем мы думали - это совпадение всего этого с нашим 40-летием. А потом мы увидели, как кто-то проектирует для нас сцену с большим числом 40 в качестве фона. Мы решили не придавать этому слишком большого значения, зная, что все остальные и так знают об этом".
О Битлз:
"Нас всегда называли темной противоположностью солнечному изобилию Битлз. Мы не старались кого-то изображать из себя. Иногда щеголеватые Rolling Stones, чаще неряшливые, беззастенчиво грубые, мы не старались разрушать общественные устои. Это все критики додумали за нас. Но мы были гастролирующей группой, может поэтому о нас много писали. Битлз быстро свернули свою гастрольную деятельность. Но у них были отличные альбомы."
О Иэне Стюарте:
"Изначально нас было шестеро. Шестой был пианист Иэн Стюарт. Но наш менеджер сказал, что это слишком много для рок-группы. Ему вроде не понравилась внешность Иэна. И он сократил состав. Остались мы с Миком, Чарли Уоттс, Билл Уайман и Брайан Джонс."
(Иэн Стюарт умер в 1985 году)
О стиле Стоунз:
«Мы немного отошли от чистого блюза, который мы играли в 1962 году, потому что хотели делать записи. Нужна была более простая музыка. Попасть в студию звукозаписи было почти как попасть в рай. Даже тяжелее, может быть. Так что желание как можно быстрее заключить контракт на запись, заставило нас принять участие в этой игре. Нам это не очень нравилось. Но когда мы это сделали, пути назад уже не было.
Примерно через неделю мы неожиданно стали "лондонским ответом Beatles". Мы ввязались в популярную игру. Параллельно мы учились музыкальному бизнесу. И мы поняли, что вошли в море с пираньями. Вопрос был в том, ты тратишь свою энергию на музыку или на борьбу с этими пираньями? Но мы поняли, что надо научиться делать и то, и другое одновременно. Как только вы войдете к пираньям, оттуда выхода уже не будет, выбраться невозможно.".
О поклонницах:
"Уайман был весьма точен в описании поклонниц. Он вообще дотошный писака. Он все помнит. Но дело в том, что каждый раз, когда музыканты приезжают в какой-нибудь город и выходят на сцену… Это началось не со «Стоунз», поверьте мне. Некоторые из поклонниц Билла прошли через половину рок-н-ролльщиков предыдущего поколения, прежде чем они добрались до него. Возможно, это началось для него тогда. Но испокон веков именно поэтому парни становятся музыкантами и отправляются на гастроли. «Привет, дорогая, как дела?» Затем: «Большое спасибо. Я не здесь. Увидимся в следующий раз". Я уверен, что поклонницы существуют как минимум 2000 лет, если не дольше. Особенно это было в 66-м или 67-м годах. Эти были маленькие команды профессиональных поклонниц, которые сопровождали группы. Раньше я постоянно их видел, но они никогда не привлекали меня. Я избегал их, как чумы. Хотите мы добавим вас в свою коллекцию? Нет, я никогда не хотел быть частью чьей-либо коллекции".
Но это было частью моего дела. В конце концов, это некая плата за славу. За исключением очень раннего периода, когда Иэн Стюарт решал, где мы остановимся. Стью любил играть в гольф, и он бронировал нам отели за много миль от места проведения концертов, подальше от дороги, но чтобы быть рядом с полем для гольфа.
У остальных из нас были проблемы с тем, чтобы убедить девушек ехать туда в фургоне. Наверное, Стью так или иначе уберег нас от многих неприятностей. Но когда наша команда стала слишком большой, Стью больше не мог подбирать нам отели».
О гитарных риффах:
"Наверное, они важны. Я не знаю. Когда я писал Satisfaction, я не думал, что этот конкретный рифф будет популярным гитарным риффом.
Все встало на свои места в RCA [ студии звукозаписи в Голливуде ], когда Гибсон подарил мне одну из тех первых педалей - Fuzz Tone. Это была просто новая игрушка, которую кто-то дал нам из местного дилерского центра или что-то в этом роде.
На самом деле, я думал об этом риффе в Satisfaction больше как о духовом риффе. То, как это сделал Отис Реддинг, вероятно, ближе к моему первоначальному замыслу песни. Поэтому, когда я получил этот Fuzz-Tone, я сказал: «ЗдОрово, теперь я могу использовать его, чтобы набросать гитарную линию». Так что, по-моему, мы оставили трек незавершенным и снова отправились на гастроли.
«Две недели спустя я слышу ее по радио. Я сказал: «Нет, это же было просто демо!». А мне сказали, нет, это теперь ваш хит! Но, по крайней мере, Отис понял это правильно. Наша запись Satisfaction была демо для Отиса!»
О сотрудничества с RCA:
«У нас была прекрасная большая комната, в которой можно было работать часами, не уставая. Хорошее оборудование. Дэйв Хассинджер, отличный инженер.
«В те дни в течение двух или трех лет мы фактически работали 350 дней в году на гастролях. У тебя было только 10 дней перерыва в туре, чтобы поехать в Лос-Анджелес и записаться. RCA был первым лейблом, на котором мы записывались в Лос-Анджелесе. В то время не было времени проверять кучу студий.
«В тот первый год, когда мы приехали в Америку, мы открыли для себя RCA и Chess Recording. После того, к чему мы привыкли в Англии, мы сказали: «Вау, это то, что мы называем студиями».
О пианино на Get Off Of My Cloud:
«Я думаю, что нужно было просто сказать тогда: «Стью, это звучит немного тонко для Стоунз. Можешь просто не играть, а подыграть на пианино? Потому что для меня и для Чарли, я думаю - не знаю, согласится ли Мик - это в основном труд Стью. Мы поработали немного на мертвеца. Когда у нас недавно была неделя записи в Париже, пару раз мы играли, и Чарли смотрел на меня: «Стью?» - "Да, он здесь".-сказал я.
«Но да, это была всего лишь одна из тех вещей, которые можно было сделать в те дни - тень от гитары с пианино. Когда вы сделаете то, что добавит треку немного другого оттенка - и только тогда он станет очевидным для всех. Мы сделали его как бы в живую. Не было вопроса: «Что, если мы наложим дополнительные скрипки?» Единственный выбор состоял в том, чтобы решить, берем первый дубль, или пробуем еще.
«Конечно, все очень быстро изменилось: всего за пару лет появилось восемь, шестнадцать, а затем и 24 дорожки. Все упивались этими новыми возможностями, и в то же время их записи звучали не слишком естественно, и на их создание уходило больше времени. Я бы даже сказал, что "правда звука" исчезла».
О гитарном звуке в Mother's Little Helper ?
«Это 12-струнная слайд-гитара. Со звуком немного по-восточному. Треку просто нужно было что-то, чтобы сделать звук слегка гнусавым. В остальном песня была в некотором роде водевилем. Я хотел добавить в нее немного красок. И это была одна из тех вещей, когда люди слушают и говорят: О, у них есть 12-струнная слайд".
«Это была какая-то не очень хорошая работа. Бог знает, откуда все взялось. Или куда оно потом ушло. Затем мы придумали рифф, который связал все воедино. И я помню, что мы сделали несколько наложений на все это. Потому что я здесь еще играл и на акустической гитаре.
«Мамин маленький помощник» и «Раскрась все в черный цвет» - вот такие полуцыганские мелодии. Я не знаю, откуда они взялись. Должно быть, были где-то у меня в крови»
О гитарах Брайана:
«Брайан определенно использовал разные гитары в студии. Я прямо сейчас вижу его с этой Gibson Firebird. Дело в том, что Брайан прыгал с инструмента на инструмент. Он всегда искал какой-то другой звук. Как музыкант он был очень разносторонним. Он был так же счастлив играть на маримбе или колокольчиках, как и на гитаре.
«Иногда я говорил: «Решай сам, какой звук у тебя будет, Брайан». Потому что он постоянно менял гитары. Так что трудно сказать, какую гитару он использовал в каком треке. Он не был из тех парней, которые говорят: «Вот мой выбор». У Брайана их было так много, этих гитар. Иногда он приходил с гитарой, которую ему кто-то дал, и настаивал на ее использовании, даже если она не подходила для нашей работы».
Об игре на ситаре:
"Нет, я не играл на ситаре. Струны там были слишком тонкими. Брайан начал играть на нем, и я нашел инструмент интересным - с идеей струн, которые резонируют с одной из струн сверху. Так что это было непривычно для звука. Что касается аранжировки, я использовал его так, как считал нужным - как интересный дополнительный звук для одной или двух вещей, таких как Paint It Black ».
О высшем обществе:
«Ну, это происходит очень просто, когда они хотят поближе познакомиться с тобой. [смеется ]. Англия действительно "отмахнулась" от Второй мировой войны, наконец, к концу 50-х и началу 60-х. Все были готовы изменить свое игровое поле, наверстать упущенное.
«Конечно, у меня не было никаких устремлений в этой конкретной области - попасть в их общество, в высший свет, или быть кем-то подобным им. Но у меня такое ощущение, что был определенный процент высших слоев английского общества, которые чувствовали, что их оставили позади. Или, по крайней мере, их дети. Так что дело было скорее в том, что они хотели попасть в наше общество, а не в том, что мы хотели попасть в их.
«Когда ты музыкант, ты учишься принимать людей такими, какие они есть. Неважно, откуда они или что-то в этом роде. Вокруг тебя всегда толпа людей, и ты сегодня здесь, а завтра тебя там - всегда в пути. Так ты научишься оценивать людей очень быстро. Даже не осознавая этого, ты быстро этому учишься.
«Остальное не имеет значения. У вас нет времени вникать в прошлое людей. А через две недели кто-нибудь говорит: «О, как ты провел ночь с такой-то принцессой…» А я говорил: «Кто? С кем? С принцессой? Что ты имеешь в виду?' - А помнишь, эта милашка Люси. - Ого, а она принцесса? Она вела себя совсем не так».
Такие песни как Play with Fire , или парочка на Between the Buttons, такие как Complicated и Miss Amanda Jones стали результатом такого рода опыта. Наверное, так и есть. Все они вышли из нашего первого года славы и гастролей - расширяя наш кругозор и в то же время серьезно помогали в работе над написанием песен. Вы неизбежно опираетесь на собственный опыт. На самом деле, это все немного шутка».
Об альбоме Between the Buttons:
«Between the Buttons была первой записью, которую мы записали, когда мы не были на гастролях и не были в восторге от выступлений каждый вечер. Кроме того, все были обдолбанные до умопомрачения. И там, в Америке, тоже было Лето Любви.
Так что в некотором смысле для нас это было чем-то вроде нового начала. Но не все были в отличной форме. В то время Брайан начал свою эпопею с наркотиками».
О Брайане Джонсе:
«Ближе к концу 66-го у меня начало складываться впечатление, что Брайан думал, что это его группа. Он начал выдавать какие-то идеи. Учитывая объем работы в то время, ни у кого не было времени думать об этом. Мы ему просто сказали: «О, Брайан, отвали». Но, я думаю, он воспринял наше отношение слишком лично, чем это было на самом деле. Он немного отстранился.
«Это усилилось в период «Between The Buttons», когда у нас появилось свободное время, и внезапно мы все слегка разошлись друг от друга. В то время, с Брайаном, мы все поняли: «Он не выдержит так долго». Мы думали, что это все-таки пройдет и он переживет это. Но вместо этого он как бы отделился от группы. Тогда это был лишь небольшой нюанс. Мы просто продолжали с группой, как и раньше. Но в следующие пару лет все пошло наперекосяк.
«А потом, конечно, случилось то, что случилось с Анитой (подруга Джонса) - тогда это стало уже личным для меня. Я полагаю, что это был безвозвратный разрыв. Но дерьмо случается, понимаете? Да, я украл его девушку. Но только потому, что он пытался ее избить. Я пытался остановить его, потому что ему становилось хуже.
«У Брайана было сломано два ребра и сломано запястье, а у Аниты просто синяк под глазом. Мы с Анитой нашли общий язык. К тому времени жить с Брайаном стало невыносимо. Наверное, поэтому я и оказался с Анитой».
О Street Fighting Man
"Эта песня была записана на магнитофон, а оттуда была переведена на четырехдорожечный, а оттуда на восьмидорожечный. Потому что мы просто не могли воспроизвести звук оригинального демо, которое я записал на кассету. Мы воспроизвели кассету через дополнительный динамик, чтобы я мог играть поверх него - вставил микрофон в акустику и наложил на нее.
«Затем мы поместили его на четырехдорожечный трек, воспроизвели его, и в то же время, когда звучала гитара, Ники Хопкинс, игравший на фортепиано, и Чарли просто перетасовывали звуки на заднем плане. Затем мы наложили на него барабаны и добавили еще одну гитару. И мы просто продолжали наслаивать одно на другое».
Об игре на бас-гитаре в Stones.
"Да, я играл на Sympathy For the Devil, Live With me, Jumpin' Jack Flash. Мне нравится играть на басу. И иногда я так делал. Обычно, когда Билла не было рядом. Или иногда я говорил: «Билл, сыграй так". А он говорил: «Зачем ты мне это показываешь? Вы поняли, что было дальше. "Сделай сам, раз это просто". Ну я и сделал.' Проблем в этом плане никогда не было. Например, в некоторых песнях Билл играет на клавишных».
О творчестве:
"Вероятно, лучшим примером нашего творческого подхода является Sympathy for the Devil , которую Мик принес в студию как очень похожую на Боба Дилана фолк-гитарную песню, а в итоге получилась чертова самба. Потому, что это то, что группа сделала в процессе записи песни.
«Суть хорошей группы заключается не в том, чтобы отправиться в студию и сказать: «Сегодня работаем так». И ждать, что они придумают. Я написал песни в стиле рок-н-ролл, которые стали балладами, и баллады, которые стали песнями в стиле рок-н-ролл.
«Когда мы записывали «Midnight Rambler», никто не думал о том, чтобы сделать блюзовую оперу. Или блюз в четырех частях. Так уж вышло. Я думаю, в этом сила Stones или любой другой хорошей группы. Вы можете дать им наполовину сырую песню, и они ее приготовят, как сладкое блюдо».
Об уходе и смерти Брайана Джонса:
"Я всегда хорошо ладил с Брайаном. Он был отличным музыкантом и хорошим парнем, с которым можно было играть. Тем более, что гитаристы иногда уходят. Виртуозность - это хорошо, но я всегда стремился к тому, чтобы два гитариста могли работать вместе. Или три или четыре. Если вы найдёте подходящего парня, вы сможете звучать как оркестр. Не думаю, что Брайану нравилось чувствовать себя комфортно. Он всегда хотел быть неудобным, до самой смерти. В этом его проблема.
«Когда ты с кем-то ссоришься, это всегда боль в сердце, когда они уходят безвозвратно, это еще бОльшая боль. Но Брайан стал невозможным. Действительно, сверх меры. И саморазрушительный. Не обычное, типа "он слишком много пьет или принимает слишком много этого наркотика». Он начал чувствовать, что он полон решимости покончить с собой тем или иным способом.
«Я думаю, что он хотел быть Миком Джаггером и не мог понять, почему он им не стал. Это действительно задевало его. Брайан был просто сварливой бабой - даже с самим собой.
«Это стало настолько невыносимо, что Мику и мне пришлось сказать ему, чтобы он привел себя в порядок. Какая гнусная задача. Тем более, что он был не в лучшем состоянии. Но в то же время нам нужно было сохранить группу».
Мы держали Чарли в запасе, когда сказали Брайану: «Если ты не приведешь себя в порядок, ты не в игре, чувак. Если тебя нет рядом, когда мы работаем, и если ты в полном дерьме, когда ты здесь…Если так будет и дальше, мы не сможем работать вместе». И он сказал: «Знаешь, у меня есть свои планы и проекты». Никто не ожидал, что через несколько месяцев он умрет».
О Мике Тейлоре:
«Именно тогда я узнал, что все люди разные. Но да, мы с Миком Тейлором отлично сработались. Работать с ним было совсем не так, как с Брайаном. Мне пришлось переделать некоторые наши песни. Но Мик Тейлор - блестящий гитарист. Немного точной энергетики. Сладко-утонченная игра, далеко не по годам. Прекрасное чувство мелодии. Я никогда не понимал, почему он ушел из «Стоунз». Я думаю, он тоже.
«Я говорил с ним несколько раз и спросил: «Зачем ты это сделал?» Я думаю, он чувствовал, что ему есть что сказать, как гитаристу, и что он может сделать это более свободно за пределами «Стоунз». Он хотел быть продюсером, писателем, универсальным музыкантом. Он хотел расти и стать самостоятельным человеком.
«Я просто думаю, что это было необдуманное решение. Довольно сложно уйти из Rolling Stones и прийти куда-то еще. У меня не было никакого желания, чтобы он уходил. Нам повезло, что после потери Брайана мы быстро нашли другого парня. И опять искать гитариста..."Только не снова». Его лучшими работами в Стоунз были Can't You Hear Me Knocking? или Love in Vain — живая версия. Большинство моих любимых вещей с Миком, вероятно, происходили на сцене. Мик отличный гитарист. Но он узнал на собственном горьком опыте, что это все, кем он может быть».
О наркотической зависимости:
«Ну, видите ли [поднимая свой стакан с водкой], я даже не могу напиться. Я могу выпить, что угодно, и сколько угодно и я никогда не напьюсь. То, что я писал музыку, которую я делал в 70-х, то есть, когда я был на наркотиках, я не мог бы сделать лучше без них.
«Музыка и наркотики - я действительно не связываю одно с другим. Одно - это то, что вы выпускаете, а другое - то, во что вы вкладываете. Из-за этого я никогда не чувствовал никакой разницы в своей музыке.
«Они шли как бы отдельно друг от друга. Это было больше для того, чтобы сохранить свое внутреннее «я» в равновесии.
«В начале 80-х я завязал. Почти. И стал чувствовать себя чертовски хорошо. Были толпы людей за кулисами и множество людей в другой части моей жизни, с которыми я не хотел больше сталкиваться. Не аудитория, нет. Я люблю их всегда.
«Что в какой-то мере подводило меня, это то, что я могу остановиться в любой момент, когда захочу. Но, конечно же, в ту минуту, когда тур заканчивался, я говорил: «А не пора ли расслабиться?» И я сразу возвращался туда, откуда, вроде, бы ушел. Имейте в виду, я на самом деле не отказываюсь от наркотиков. Но это то, к чему не стоит привыкать.
О 80-х годах и Мике Джаггере:
«Для меня особенно это был трудный период. Я был на наркотиках на протяжении большей части 70-х. И я позволил Мику взять на себя довольно много повседневных дел, связанных со «Стоунз». Так что он впал в тот же синдром, что и Брайан, думая, что он заправляет всем. Когда я перестал принимать наркотики, я сказал Мику: «Я готов снова взяться за дело. Позволь мне взять на себя часть общей работы.
Мик понял это так, что я хотел бы восстановить свою власть или отобрать власть у него, что на самом деле было не так. Он привык управлять делами группы и не хотел отказываться от этого. В начале 80-х я прошел через очень тяжелые испытания с Миком. Таким образом, я появились несколько песен, таких как All About You, и это только одна из них. На некоторых пластинках Winos есть кое-что еще (побочный проект Кита)
«Весь этот период наших отношений достиг кульминации в 1985 году, в конце «Dirty Work», который был нашей Третьей мировой войной. Он стал настолько своевольным и даже наглым со всеми, что это было просто неприемлемо для меня. Поэтому мы сказали: «Хорошо, давайте сделаем перерыв и посмотрим, что мы можем сделать самостоятельно».
«Я думаю, что все - за исключением, возможно, самого Мика — усвоили урок, что Мик Джаггер действительно хорош, когда он с Rolling Stones. Понял ли он это? Очевидно, что да. В противном случае он не был бы в этом проекте».
«Вы же слышали его "собачье дерьмо в дверях" ? Я прослушал три трека и бросил. А вы еще удивляетесь. Со «Стоунз» он великолепен. Но лучше держать его на коротком поводке. Хорошо, что до него это вовремя дошло».
О Мике Джаггере как гитаристе.
«На акустике он чертовски хороший ритм-гитарист. Но я бы никогда не позволил ему играть на электрической, если бы мог. Он как Боб Дилан, то же самое. Они рвутся к этому. Обычно я ему отказываю».
Sway - он там играет на электрической. Да… Ну, как я уже сказал, на акустике он хорош. Но свою электрику я ему бы не доверил. Это не его дело. После него гитару можно выбрасывать».
О 90-х и Steel Wheels
«90-е были интересными. Между Dirty Work и Steel Wheels прошло почти пять лет . В каком-то смысле Steel Wheels был предварительным перезапуском. Это была почти совсем другая глава. Конечно, там было много энергии. И Voodoo Lounge мне очень понравилось делать. Это хороший альбом».
"Steel Wheels был хорошим началом, и Voodoo Lounge был его продолжением. Но в 90-е все изменилось. Наши туры были просто великолепны. По сути, мы концертная группа. Мы любим делать записи, но живые выступления — это то, чем мы любим заниматься.
«На протяжении 80-х и 90-х годов мы внезапно оказались в новой эре MTV и синтезаторов, когда о каждой записи судят по тому, как она выглядит, а не по тому, как она звучит. Для меня все это начинает терять связь с тем, чем мы все занимались раньше. Но когда мы выступали в Париже, нам было приятно услышать, что билеты на наши концерты были распроданы за четыре часа. И устроители захотели добавить еще одно шоу. Прощай, выходной!".
«После всех этих лет для меня здОрово выйти на улицу, делать то, что я захочу, встречаться с людьми и хорошо проводить время. В этом мире и так достаточно проблем. Давайте немного отдохнем, друзья, и хорошо проведем время».
============
И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.