Здравствуйте, коллеги-киноманы. Фэнтези — один из самых популярных жанров. Он позволяет и взрослым, и детям дать волю воображению и погрузиться в самые невероятные истории. Несмотря на обилие произведений, «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла по-прежнему занимает особое место в этом жанре.
Одна из первых крупных фэнтези-историй, впервые опубликованная в 1865 году, «Алиса...» породила множество прямых экранизаций — как анимационных, так и игровых. Но я сегодня не о них, а о том, что она вдохновила бесчисленное количество других книг и фильмов. Когда фэнтези-картина необычным образом обыгрывает тему путешествия в странный мир, она, скорее всего, черпает вдохновение в приключениях Алисы. О них и поговорим сегодня.
«Обитель зла»
Хотя серия фильмов «Обитель зла» далека от классического фэнтези, она напрямую заимствует структуру и метафоры «Алисы». Главная героиня, Элис (имя говорящее), вслед за падением в подземную лабораторию («кроличью нору») оказывается в сюрреалистичном и смертельно опасном мире, где логика привычной реальности не работает. Ей противостоит всемогущий злой гений в лице корпорации «Амбрелла» и её ИИ «Красная Королева», чьё кредо — «Отрубить им головы!». Как и Алиса, Элис сталкивается с мутантами-«безумными шляпниками» и постоянно меняющимися, абсурдными законами нового мира, где ей приходится сражаться, чтобы выжить и вернуться.
«Волшебник страны Оз»
Хотя «Волшебник страны Оз» кажется такой же классикой, как и сама «Алиса», книга Фрэнка Баума вышла на 35 лет позже — в 1900 году. И по сей день именно версия 1939 года с Джуди Гарленд в роли Дороти Гейл остается самой знаковой. Подобно Алисе, Дороти непреднамеренно переносится в странный мир, полный необычных существ. Алисе противостоит Червонная Королева, а Дороти должна одолеть Злую Ведьму Запада, но ни та, ни другая не справились бы без невероятной храбрости и помощи верных друзей. Несмотря на музыкальный формат, обе истории предлагают зрителю один и тот тип эпического приключения с юной героиней в центре.
«Питер Пэн»
История о Питере Пэне и Венди, впервые опубликованная в 1911 году, стала классикой и многократно экранизировалась. Однако именно игровая версия 2003 года сегодня считается наиболее доступной для зрителей всех возрастов. Если Алисе почти не нужна помощь, чтобы попасть в Страну чудес (но она нужна, чтобы выбраться), то Венди Дарлинг не смогла бы провести столько времени в Нетландии без своего нового друга, Питера Пэна. И Венди, и Алисе предстоит пребывание в новом мире, полном как чудес, так и опасностей — особенно с появлением капитана Крюка в исполнении Джейсона Айзекса (ух, как он тут хорош!). Открытие магических мест — это уникальный опыт для обеих, но в конечном счёте и Алисе, и Венди приходится вернуться в реальный мир.
«Лабиринт Фавна»
Тёмную версию «Алисы в Стране чудес» выпустил сам Гильермо дель Торо. Действие картины разворачивается во время Второй мировой войны и сосредоточено на девочке Офелии, которая ищет новый мир, пытаясь доказать, что она — пропавшая принцесса тайного королевства. Напряженная атмосфера и неоднозначный финал сделали его очень популярными и среди критиков, и среди рядовых зрителей. Фильм наглядно демонстрирует, какой могла бы быть история Алисы, живи она в военное время, и если бы побег в другой мир был для неё единственной альтернативой.
«Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»
Ещё одно классическое литературное произведение, «Хроники Нарнии», также появилось спустя десятилетия после «Алисы». Из всех экранизаций саги первая часть лучше всего передаёт дух «Алисы в Стране чудес». Младшая из детей Певенси, Люси, ровесница Алисы, путешествует через волшебный платяной шкаф и оказывается в Нарнии — мире с говорящими животными и другими необычными существами. Однако там не всё благополучно: миром правит злая Белая Колдунья. Люси может положиться на своих братьев и сестру, которые тоже попадают в Нарнию. Помимо противостояния злому монарху, разрушающему прекрасную фэнтези-страну, фильм передаёт то же волнение от открытия совершенно нового мира, что и «Алиса в Стране чудес».
«Коралина в Стране Кошмаров»
Нил Гейман — один из самых творческих и плодовитых фантастов нашего времени. Режиссёр Генри Селик адаптировал его роман «Коралина», создав детский фэнтези-хоррор. Главная героиня, Коралина, — ровесница Алисы, но её приключения могут напугать и саму Алису. Она попадает в параллельный мир, где встречает другие версии своей матери и отца, у которых, однако, вместо глаз пришиты пуговицы. Как и Алиса, Коралина поначалу думает, что всё прекрасно, но в итоге ей приходится сразиться с опасной антагонисткой. «Алиса в Стране чудес» имеет свои страшные моменты, но «Коралина» заходит на шаг дальше, даже несмотря на то, что фильм смягчил некоторые наиболее интенсивные сцены романа. Экранизация визуально прекрасна и заставляет зрителя гадать, что же будет дальше, — точно так же, как и оригинальная история Кэрролла полна невероятных идей.
«Матрица»
Культовое произведение Вачовски — это, пожалуй, самый философский и взрослый пересказ истории об Алисе. Нео, уставший от серой реальности, получает загадочное послание «Следуй за белым кроликом». Этот выбор приводит его к Морфеусу, который предлагает ему две таблетки, как в сказке Кэрролла — «съешь меня» или «выпей меня». Выбрав красную таблетку, Нео, подобно Алисе, «проваливается в кроличью нору» и пробуждается в настоящем, шокирующем и сюрреалистичном мире — Матрице. Ему, как и Алисе, предстоит столкнуться с искажённой логикой, говорящими с загадками оракулами (аналог Гусеницы с кальяном) и понять, что в этом новом мире его прежние знания и ощущения бессильны.
Все эти фильмы, как и классическая история, приглашают нас последовать за любопытным героем в неизведанное, напоминая, что за порогом обыденности может скрываться целая вселенная чудес и опасностей. А может, я просто притягиваю всё это за уши.
Благодарю за внимание.