Пока из новинок мирового кинематографа вылезает полная ерунда — вспомним что-то старенькое. Я вообще люблю пересматривать фильмы, которые когда-то видел — как-то их заново открываешь (или закрываешь). Когда вам сказали, что новое всегда лучше старого — вас обманули в интересах развития прогресса.
«Господин Никто»
(mr. Nobody, 2009, реж. Жако ван Дормель). IMDb: 7.7 / Я: 7.7
Начну, пожалуй с цитаты из фильма:
— Были машины, которые отравляли воздух. Мы курили сигареты, пили вино, ели мясо. Делали все то, что сейчас категорически запрещено в вашем будущем. А большую часть времени ничего не происходило, как во французском фильме.
— А в плане секса? Ну… до того, как секс устарел?
— Мы любились, постоянно любились. И мы влюблялись… Боже, как-же мы влюблялись.
Есть хороший маркер, по которому можно четко для себя решить — любите вы или не любите французское кино. Фильм «Амели» — как квинтэссенция французского кинематографа начала нашего века. Если этот фильм вам нравится — вы любите французское кино.
Фирменным знаком т.н. «французского кино» можно считать полноценную равноправную работу всех участников процесса: сюжет, история — лишь повод раскрыть окружающий мир, а не наоборот; каждая деталь, каждая секунда просмотра — что-то значит; работа оператора, осветителя, монтажера, актера, собачки соседа второстепенного героя — также важна и вплетена в нить фильма, как и задумка режиссера, сценариста. Замени композитора, монтажера, собачку — и получится другой фильм. Режиссер не выстраивает свою команду под свои приказы, а творит вместе с ними. Или — создается впечатление, что именно так это делается.
Фильм «Господин Никто», безусловно — выдающийся. В том числе и в этом отношении. Хотя (формально) это не французское кино — бельгийское (при участии целой кучи кинокомпаний мира), первоначально сделано на английском языке и на английскую аудиторию.
Это — самый дорогой фильм в истории Бельгии (на тот момент) и первый англоязычный фильм Ван Дормаля, специально снятый им для широкой зрительской аудитории. Вот такая коллизия, как раз в духе этого фильма.
И мне, честно говоря, трудно представить, что кому-то из тех, кто меня более-менее регулярно читает, этот фильм может не понравиться. Там просто нет такого, что может не понравиться.
Режиссер Жако Ван Дормаль — бельгиец, чудом выжил в детстве, потом профессионально работал клоуном и снимал для души короткометражки. (которые, впрочем, благосклонно принимались критикой, одна из них даже взяла «Оскара» в непрестижной номинации (лучший зарубежный студенческий фильм).
Дебютировал в большом кино только в 34 года с фильмом «Тото-герой» (1991) и сразу взял целый ряд престижнейших наград, в том числе и «Золотую камеру» в Каннах. Призов удостаивались и все остальные его фильмы (особо отмечу «Новейший завет» (2015), номинировавшийся на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля).
Но самым нашумевшим фильмом пока является именно фильм «Господин Никто», номинированный на золотого льва Венецианского фестиваля и взявший «Приз зрительских симпатий» европейской киноакадемии за 2010 год.
Любопытную историю про этот фильм рассказал сам режиссер в интервью порталу «Афиша-Daili» в 2018 году. Знаменитых бельгийцев не так много в мире, один из них Жан-Клод Ван Дамм. Вот что рассказывает режиссер:
«Представьте, однажды он пришел ко мне домой, говорит: „Жако, давай сделаем вместе фильм!“ (Пародирует сипловатый голос актера и его рваную манеру речи.) Он запрыгнул на стол, начал показывать какие-то приемы из карате…
Я предложил ему обсудить все спокойно за ужином. „Не-не-не, к черту еду, давай делать фильм!“. В итоге я придумал ему сцену в „Господине Никто“, обычный эпизод, без слов. Он должен был играть самого себя, но это был мир, в котором история пошла по-другому, и в нем Ван Дамм не знаменитость. Он просто должен был мыть машину в кадре. Он сказал: „Ок, я приеду, когда скажешь“.
А в то утро, когда надо было снимать, раздался звонок: „Я мама Жан-Клода Ван Дамма. Жан-Клод не выйдет!“ Я только развел руками.»
Так что Ван Дамма вы в этом фильме не увидите…
Краткое содержание в анонсе лучше не читать (традиционно это советую), главного героя играет Джаред Лето, отлично подобран саундтрек фильма, играющий важную роль. Название фильма (Никто — Немо) отсылает не к персонажу Жюль Верна, а, скорее, к «Одиссее» Гомера — именно так Одиссей представился Циклопу. (впрочем, Жюль Верн туда же отсылал и своего капитана).
Кинопоиск пишет о фильме:
«Еще один фильм, который можно смотреть исключительно ради картинки. Ради потрясающего визуального ряда, ради с хирургической точностью выстроенного кадра, ради каждой крошечной детальки.
Волосок к волоску, полосочка к полосочке, совершенно идеальная картина, наслаждение для глаз.
Иногда — до тошноты. Хочется взорвать к чертовой матери эту идеальность.
Точно такое же идеальное музыкальное сопровождение. Потрясающий актерский состав…»
А вообще — занятно читать, что некоторые рецензенты считают его «сложноватым» для мейстрима, а некоторые — «простоватым» для арт-хауса.
Это просто хорошее кино, которое требует внимания к себе и желания к просмотру. Более того, очень аккуратно скажу, что фильм претендует на маленький Катарсис в душе зрителя. А это кое-что значит.
Закончить свои впечатления о фильме хочу текстом Вуди Алена, который тоже очень подходит к этому фильму:
«Свою следующую жизнь я бы хотел прожить в обратном направлении.
Начать со смерти — сразу одной проблемой меньше. Очнуться в доме престарелых, с каждым днём чувствуя себя всё лучше и лучше. Потом тебя выгоняют, потому что ты слишком здоров.
Какое-то время ты на пенсии, потом начинаешь работать и в первый же день тебя чествуют и дарят именные часы.
Ты работаешь лет 40, пока не молодеешь до того, чтобы начать наслаждаться бездельем: вечеринками, сексом и бухлом.
Это готовит тебя к старшим классам школы, потом младшим, потом ты становишься ребёнком и проводишь дни в играх, ни о чём не заботясь до самого рождения.
Потом ты проводишь 9 месяцев расслабляясь в роскошном санатории с центральным отоплением и едой поставляемой в номер, становящийся с каждым днём всё просторнее и просторнее.
Потом „Оп-ля! “ — и в финале ты превращаешься в оргазм!»