"Кладбищенское чудовище"
Иггела Корсель «Скандинаский Бестиарий».
Однажды я посещала школу в пригороде Лунда и рассказывала в одном из средних классов о мистических существах. Вдруг девочка с двумя длинными косичками подняла руку и спросила, слышала ли я о церковном гриме из городка Веммерлёв? Я ответила отрицательно и попросила ее рассказать, но она лишь помотала головой, сказав, чтобы я забыла о ее вопросе. Остальным ученикам стало любопытно, и они принялись упрашивать ее рассказать. Одна одноклассница закричала ей: «Тиндра, ведь в Веммерлёве живут твои бабушка с дедушкой?» Но девочка поджала губы и не произнесла больше ни слова.
Эта ситуация никак не шла у меня из головы, поэтому, вернувшись в гостиницу, я погуглила «церковный грим из Веммерлёва». К своему удивлению, я нашла довольно свежую статью из газеты «Сюдсконска дагбладет» под заголовком «Таинственные раны, которые не заживают». Там было написано, что родители пятерых одиннадцатилетних детей связались с газетой, чтобы предупредить об агрессивной дикой кошке в городке Веммерлёв. На всех пятерых детей на кладбище возле церкви набросилась кошка и расцарапала им руки и ноги. Раны никак не заживали, и даже пришлось обращаться в поликлинику. Сторож церкви в Веммерлёв подтверждал в статье, что у них имелись проблемы с детьми, которые рвали цветы и озорничали на кладбище. Но никакой дикой кошки ему видеть не доводилось. Зато он рассказал, что полгода назад во время реставрации они нашли замурованный в церковной стене скелет кошки. «Возможно, она-то и является! – пошутил сторож. – Ведь говорят, что в Веммерлёвской церкви есть церковный грим». Статья заканчивалась призывом ко всем следить, не появится ли дикая кошка, и, если появится, связаться с кошачьим приютом, где ее готовы принять. Дочитав статью, я сообразила, что у девочки с косичками были покрасневшие шелушащиеся руки, которые она во время урока почесывала.
#осущностях
Пояснение:
Предания о церковном гриме были распространены в Южной Швеции и Дании. Это пугающее существо следило за тем, как люди и духи ведут себя в церкви и на кладбище. Появлялось оно так: при строительстве церкви там живьем хоронили или замуровывали какое-нибудь животное, например, кошку, поросенка, теленка или петуха. Церковный грим является в облике того животного, которым он был при жизни. Правда, в виде чудовища с горящими глазами и иногда с колючками на спине, которыми он царапается. Особенно агрессивно он вел себя по отношению к ворам, пытавшимся украсть из церкви ценности. Впрочем, церковному гриму чаще всего достаточно было показаться и посмотреть испепеляющим взглядом. Тогда люди сразу прекращали заниматься тем, что не дозволено делать в церкви и вокруг нее. Это касалось, например, детей, выказывавших неуважение к покойным, играя и собирая цветы на кладбище. Или молодежи, устраивавшей на могилах гулянки с танцами.
На самом деле предания о церковном гриме возникают от страха людей перед кладбищами – полагали, что там полно призраков.
Кладбище считалось одним из самых заряженных магией мест. Отсюда сведущие в магии люди брали свой материал, например, землю с могилы, куски скелетов и гвозди из гробов, которые они использовали для магических обрядов.
Предания о церковном гриме предназначались для того, чтобы пугать детей и молодежь, не давая им нарушать порядок на кладбище. Церковный грим также напоминал о том, что нельзя воровать и своим появлением объяснял, что можно и нельзя делать в церкви и вокруг нее.
#осущностях