Менталитет, традиции и история каждого государства накладывают отпечаток на стиль ведения бизнеса. Сотрудничать, например, с немецкой компанией и с китайской компанией – это далеко не одно и то же. И прежде чем предложить совместный проект представителям другой страны, нужно тщательно изучить традиции этой страны. И если пренебрежение какими-то правилами, скажем, с американцами может ни на что и не повлиять, то вот с восточными культурами такое незнание точно не прокатит.
Но прежде чем изучать менталитет другой страны, нужно основательно разобраться с самим собой. В чем же самость русского человека и русского бизнеса?
Если коротко, то основная особенность в непредсказуемости. Модель русского бизнеса заграницей понимают с трудом. С одной стороны, это плохо, поскольку многим легче попросту не связываться с Россией. С другой стороны, непредсказуемость – это прекрасный козырь. Есть множество примеров, когда только русский человек мог найти выход из самой безвыходной ситуации, и в считанные секунды из проигравшего сделаться победителем. Да, это риск. Но разве бизнес может существовать без риска?
Для русского бизнеса характерно совместное открытие дела, то есть так называемый коллективизм. Откуда ноги растут – понятно, это неизбежное следствие истории. Есть у этой особенности свои плюсы; конечно, начинать бизнес вдвоем с кем-то не так страшно и рисковано. Но тут есть серьезный минус: много ли вы знаете примеров, чтобы два бизнесмена абсолютно на равных вели один бизнес в течение долгого времени? Обычно в какой-то прекрасный день один партнер начинает брать на себя больше, а через несколько месяцев – раз, и второй партнер уже не партнер. Ссоры, недопонимания, жажда единоличной власти – это всегда играет не на руку совместному бизнесу.
Непостоянство команды. В России нет традиции всю жизнь работать на одном месте (как, например, в Китае). У нас люди часто меняют работу, и это не является отрицательным фактором ни для увольняющегося сотрудника, ни для компании. На общее развитие бизнеса это имеет серьезное влияние. Когда нет постоянной сплоченной команды, нет общей нацеленности на конечный результат и рост прибыли. Получается, каждый сам за себя, а это сокращает темпы развития.
Жажда справедливости у русского человека в крови. Поэтому часто русский бизнесмен принимает решение исходя из справедливости, а не из выгоды для компании. Но не все и не всегда. Возможно, поэтому в России сложно со средней прослойкой успешности бизнеса. Если ты справедливый бизнесмен, то у тебя мало шансов, а если ты гонишься только за выгодой, то да, бизнес, возможно, поднимешь, но и врагов наживешь.
Необразованность. О Миллионерах-БывшихШкольныхДвоечниках ходят легенды. У нас действительно бизнесменом можно стать и вообще без образования, что, конечно, абсолютно непонятно зарубежным руководителям компаний.
Гибкость. А вот этого у нас хоть отбавляй! Подстроиться русский человек может под любые условия. Чем это обусловлено – возможно, территорией. У нас сменяется четыре сезона, мы перестраиваемся под природу каждые три месяца, и погода в каждый сезон не дает нам расслабляться. А если человек привык трансформировать стиль жизни хотя бы в чем-то одном, то ему изменения и гибкость уже ни в чем не страшны. Вспомните пандемию, когда весь мир по-настоящему сидел несколько месяцев дома и считал убытки, а у нас самые предприимчивые открывали новый бизнес и зарабатывали миллионы, другие перестраивали свой существующий бизнес, а некоторые создали безопасные условия выдачи товаров и из неизвестной розовой компании превратились в самый прибыльный Wildberries.
Русский бизнес сложный. Его тяжело понять, но он работает. Русский авось – это красная нить многих бизнес-систем, но работают они только в России. Как? Не знаю. У кого? У тех, кому повезло (часто просто случайно повезло). Точный просчет и бизнес-план? Это в России работает не всегда. Русский бизнес – это как русская рулетка: играть могут все, а выигрывают единицы.