Пара слов про Сатурн. Это некий результат, подытоживание моих пристальных предыдущих наблюдений за передвижениями Сатурна по картам вопрошающих в течение полутора десятков лет, в частности за пресловутыми возвратами Сатурна, проходами его по натальным Лунам и другим планетам, выраженные в нескольких коротких тезисах.
В традиционной астрологии (эллинистической, средневековой арабской, английской XVII века, астрологии Бонатти и пр.) транзиты не являлись одним из основных методов прогноза, поскольку принцип прогностики строился не от частного к общему, а от общего к частному и существовали иные вполне рабочие методы прогнозов, в основном основанные на хронократорах, т.е. управителях определенных периодов времени (профекционные владыки времени, фирдары, управители триплицитетов, управители возрастов по Птолемею и пр.), либо на символических движениях планет (первичные дирекции), либо на возвращениях планет (соляры, лунары и пр.). То есть сначала определялись стратегические периоды более выраженного влияния конкретной планеты в жизни, а транзиты уже уточняли более узкие временные рамки внутри этих больших периодов. Проще говоря, планета будет гораздо сильнее действовать в транзите, если она является хронократором периода, то есть идет ее время. А если не является хронократором, то ее транзит можно и не заметить на общем фоне. Также и наоборот: если планета является хронократором периода, то она чувствительна ко всем транзитам к ней. Но в первую голову, конечно, учитывается достоинство планеты в натальной карте. Если говорить именно про Сатурн, то, имеющий отношение к I дому (например, будучи управителем триплицитета Асц, альмутеном или диспозитором самого Асц), он будет внятно действовать и столь же недвусмысленно ощущаться в любых своих транзитах к любым планетам в любой период жизни. Особенно если еще и стоит в углу натальной карты. Если же Сатурн не столь выражен в натале (например, стоит в III доме, и при этом в достоинстве типа фаса), то и транзиты его будут больше ощущаться именно в его период, который определяется уже индивидуально, по профекциям, фирдарам или текущей условной трети жизни, например. Можно нередко слышать, что человек "пропустил возврат Сатурна", то есть не заметил ничего такого выдающегося в районе своих 27-30 лет, ничего сильно не поменялось, зато могло конкретно накрыть в районе 40 лет, по совсем другой планете. Или же поменялось, но не отложилось именно как драма и слом всей предыдущей жизни, как-то легко было воспринято. Есть и такие, у которых трансформации уже в 25-26 лет начались, и потом растянулись на десятилетие, так что конкретно сам непосредственный возврат Сатурна там утонул в общей череде. Но это так, вступление про тех, кто Сатурн замечает и не замечает.
Вообще начинать про Сатурн надо не с Сатурна, а с некой общей картины организации социума, причем речь не о структурах социума, не об иерархиях, то есть вообще не о внешнем, а о режимах работы ума, которые и определяют те доминанты общественной жизни, вокруг которых и коагулируется энергия социальных взаимодействий. Если покопаться на эту тему в роликах на YouTube, можно найти условное разделение таковых режимов работы ума на "традицию", "модерн" и "постмодерн", где модерн это период с XVII века приблизительно до 1960-х, это научное сознание, породившее идею прогресса и эволюции, идею "мы стали более лучше жить", а постмодерн это наша текущая современность с ее клиповым вспышечным сознанием, организацией по типу грибницы и ризомной сущностью. Ну а всё, что до происходило XVII века, принято относить к "традиции", хотя там тоже не всё так просто и есть множество оговорок. Хотя все эти три режима всегда существуют одновременно, доминирующее положение занимает тот или иной, а два других являются уделом маргиналов. Грубо говоря, и в мире традиции были люди, которые мыслили так, как мыслят постмодернисты, просто их никто не воспринимал всерьез, но идеи их вились тонкими нитками в общем клубке, чтобы в нужный момент времени, когда сложились все условия, мощно проявиться. Если бы это было не так, идеи не прорастали бы одна сквозь другую и не давали бы пищу новым цивилизациям, которые приходят на смену предыдущим.
Если не вдаваться совсем в какие-то абстрактные созерцания, можно условно сказать, что мир современности это мир предельного материализма и отвлечения на суету, на имманентное, а мир традиции это мир, где учитывались оба полюса - трансцендентный и имманентный, и находились в неких взаимных соответствиях: трансцендентное, запредельное понималось как исток имманентного, давая тому смысл и силу движения, а имманентное понималось как путь возврата к транцендентному, и одно дышало сквозь другое. Из этого общего понимания рождаются различные описания того, каким образом тонкое коагулируется в грубое, и как должен происходить обратный путь. Есть каббалистическая схема, есть схема неоплатоников, божественные иерархии Дионисия Ареопагита и т.п. Поскольку мы тут про астрологию, то она является составной частью представления, где есть мир подлунный, вечно переменчивый, в котором нет ничего постоянного, не на что опереться - абсолютно всё преходяще, всё когда-то разрушается или заканчивается, "и нет нам покоя ни ночью, ни днем"; есть сфера семи планет, то есть неких вечных циклических порядков, которые регулируют и упорядочивают мир подлунный, и это уже более фиксированная область действия неких постоянных сил; есть небо неподвижных звезд, а также есть некая абсолютная реальность, стоящая за этим небом, и, чтобы ее познать, надо пройти все нижележащие сферы: освободить сознание от доминанты суеты подлунного мира, развить покой и различение семи планетных сфер/сил, выйти в сферу неподвижных звезд, то есть неких устойчивых сияний, и оттуда уже становится доступен уровень абсолютной реальности. Но, как и любое умствование, это воззрение тоже относительно, это просто схема для удобства организации своего понимания.
Как понятно из названия, подлунный мир это мир, лежащий ниже даже влияний самой этой Луны. Между подлунным миром и сферой неподвижных звезд лежит целая пропасть, на одной стороне которой непосредственно Луна, символизирующая растущее и увядающее, заметно цикличное, а на другом конце - Сатурн, меланхолический и созерцательный, которого вся эта суета волнует в очень малой степени, поскольку это максимально удаленная планета. И в Зодиаке знаки Сатурна и Луны противопоставлены, что обозначает принципиальную разность этих сил и их влияний на Оператора. Однако и та, и другая планета, согласно некоторым старым авторам, главенствуют над мыслями людей (например, если взять Ибн-Эзру).
Далее приведу полностью цитату из книги Ф. Йейтс "Джордано Бруно и герметическая традиция":
"Идею, что Сатурн, помимо физических или моральных изъянов, дарует своим подданным исключительную склонность к метафизическому созерцанию и абстрактному рассуждению (лишенному объективности, то есть требующему минимум фантастической деятельности), высказывала еще эллинистическая астрология. Будучи самой удаленной от земли планетой, Сатурн в аристотелево-птолемеево-томистской системе занимает место, ближайшее к неподвижным сферам, следовательно, к Эмпирею, а это особое местоположение, которое плохо соотносится с исключительно негативными качествами, приписываемыми планете вавилонской астрологией. Эта двойственность прослеживается и в доктрине нисхождения души на Землю: Макробий и Прокл приписывают Сатурну созерцательные свойства (theôrétikon) и разум (logistikon), между тем как Сервий приписывал ему бесчувственность и дурное настроение, «Пимандер» Трисмегиста —ложь, а комментарий Макробия к «Флорентийскому кодексу» не что иное, как tristicia, что в Средние века было синонимом acidia, или меланхолии. Что же касается Фичино, он, как уже было сказано, разделяет мнение Макробия и Прокла.
Заслуга Фичино в том, что два лика «сатурнизма» он совместил с двумя ликами — животным и гениальным — меланхолии. Через эту идентификацию меланхолик получал от Сатурна то, в чем ему, как правило, было отказано: склонность к умозрительности, а рожденный под знаком Сатурна, со своей стороны, мог приобрести склонность к воображению и пророчеству, которые даровала ему меланхолия: «Звезда, приносящая несчастье, дарит также и гениальность: она очищает душу от всего внешнего и видимого, она открывает ей тайны мироздания; через испытания меланхолией она дарует ей чувствительность и прозорливость, ad secretiora et altiora contemplanda conducit [ведет к созерцанию самых тайных и высоких предметов]».
В остальном же ни Фичино, ни Агриппа не претендовали на новизну, когда утверждали, что меланхолия, будучи чем-то вроде vacatio, отделением души от тела, сообщала дар предчувствия и ясновидения. В средневековой классификации меланхолия относилась к одному из семи видов
vacatio, среди которых были также сон, беспамятство, одиночество. Итак, состояние vacation характеризуется неустойчивой связью души и тела, что придает душе независимость по отношению к чувственному миру и позволяет ей пренебречь физической оболочкой, чтобы, в каком-то
смысле, сосредоточиться на собственных проблемах. Когда душа в полной мере осознает собственную свободу, она погружается в созерцание сверчувственного мира. Но когда она скитается в пространстве между мирами, она все же способна реагировать на события, которые происходят
на большом расстоянии, как в пространстве, так и во времени. Несколько упрощая проблему, которая сама по себе довольно сложна и неоднозначна, можно утверждать, что время в сверхчувственном мире свернуто, прошлое, настоящее и будущее не различаются, всё здесь sub specie aetemitatis [с точки зрения вечности]. Вот почему, созерцая эту [бытующую в самой душе] непреходящую цельность времени, можно узнать о прошлом и о будущем то, что невозможно узнать через чувственный опыт. Разумеется, все это происходит лишь тогда, когда пневматическая оболочка, защищающая душу, достаточно проницаема, чтобы позволить ей видеть, а это может быть природным даром, приобретенным свойством или же побочным свойством".
Таким образом, сферы Сатурна - это сферы созерцания и покоя, удаленности и отрешенности от мирской суеты, "внутренняя эмиграция" или то, что даосы называли "быть в миру, но не от мира" (чтобы тебя не называли в телефонных контактах чем-то типа "Александр Суета" или "Николай Суетолог"). Сатурн - это наш двигатель по направлению к трансцендентному, то есть, в каком-то смысле, к уходу от современного суетливого и поверхностного сознания к сознанию традиционному, уравновешивающему мирское и немирское, а значит, во многом символическому и абстрактному. Это возврат к тому, что можно назвать небесной душой, которая скрыта где-то глубоко внутри, и нужна определенная мера покоя и отсутствия суеты, чтобы ее раскрыть. Соответственно, возраста, циклы и транзиты Сатурна акцентируют (надо оговориться, что далеко не у всех) именно этот переход от одного типа сознания к другому, возврат к небесной душе через неизбежную ломку бытовой жизни и взглядов, переход через пустоту, обессмысливание и апатию, поскольку пропасть нынче слишком велика, чтобы вот так одним шагом можно было ее перешагнуть. А потом еще заново ищи себе место в социальной структуре, которая к тебе будет скорее враждебна, чем дружелюбна, но жить-то как-то надо. И этот переход воспринимается тем тяжелее, чем более сознание человека увязло в конкретном, материальном, научном, телесном, вещественном, чем больше на всё это завязано смыслов. Здесь может оказаться критически важно понять, что чтобы снова найти какие-то смыслы в жизни, следует не истерически снова шарить рукой вокруг себя, пытаясь найти новую деятельность или точку самоотождествления, высшие смыслы в рамках уже известного, т.е. в современных рамках, а обратиться к истинно традиционным формам и попытаться увидеть себя через их призму. Потому что можно долго бродить по этому заколдованному кругу, пытаясь снова устроиться то на одну работу, то на другую (жить-то надо на что-то), и под конец уже нигде не задерживаться больше месяца, потому что тягостно, тошно и всё это НЕ ТО, можно долго перебирать партнеров через Тиндер, тоже постоянно испытывая ощущение, что все они - НЕ ТО, можно долго пытаться заработать деньги НЕ ТЕМИ способами и НЕ С ТЕМ отношением и подходами, бегать по врачам, сбивать симптомы таблетками, так и не излечивая болезнь, то есть пытаться изменить внешнюю форму, вместо того, чтобы изменить СОЗНАНИЕ, изменить режим работы своего ума. Сатурн маркирует эти периоды, когда изменение режима работы ума становится критически важным, на него идет акцент. Дело не в каких-то злых силах, которые лишают человека привычного комфорта, отнимают у него то, что он любил, заставляют его терпеть какие-то лишения, аскезы, ограничения. А дело в том, что нужно уйти от суеты, изменить сознание, стать тоньше в своих восприятиях, стать менее вульгарным, менее телесным, отказаться от навязываемых форм идеологий (вообще любых "-измов"), постепенно начать видеть мир через призму символического, а не материального и эмпирического. А уже в какой области преимущественно идет изменение, укажут аспектируемые планеты или натальные дома, ну или другие факторы. Хотя человек обычно и сам эту область знает без всяких дополнительных подтверждений.
Но вовсе это не значит, что надо начать ездить на телеге, а то многие обращение к традиции понимают именно так. Мол, что, вот мы сейчас от айфона откажемся, на лошадь пересядем? Это обычное передергивание. Но многие как раз на таких сильных циклических влияниях Сатурна вдруг уходят в религию, в какие-то учения, в астрологию ту же, в Таро; что-то там перемыкает в голове, люди уезжают жить в деревню, какие-то поселения организуют и так далее. Это всё попытки уйти от поверхностности современности, ее клиповости и найти какую-то свою традиционную форму, которая будет питать смыслом, давать некий эликсир и уравновешивать. Это всё может происходить более или менее драматично, с уходом в лес, с отрывом от всех связей, бросанием всех работ и семей - кого на что хватает и кого на чем клинит. По сути, это преодоление того способа видеть мир, который основан на декартовой системе координат и линейном времени, которое бесконечно бежит вперед, как вроде бы кажется, и убегает вдаль в холодную пустоту бессмысленности - родился, жил, умер.
А когда мы уходим от мирской суеты, мы неизбежно начинаем приходить к собственному центру, то есть к более сущностной реализации той уникальной природы, которая в нас заложена и зафиксирована в телесной форме и темпераменте, и та же самая натальная карта начинает работать в других слоях, создавать прежние сюжеты в совершенно иных декорациях и с новым смыслом, на другой глубине. Отсюда возникают все эти идеи поиска предназначения, реализации призвания и т.п. - человек ищет ту традиционную форму, которая ему соответствует, которая начнет его выводить из доминанты имманентного ближе к полюсу трансцендентного, разрешая дихотомию его жизни и неумолимо приближающейся смерти. Человек начинает искать способ преодолеть смерть. Он где-то внутри себя чувствует, что постоянно отвлекается от этого переживания, но оно никуда не уходит.
И вот это обращение происходит постепенно и долго, иногда очень долго, разными итерациями, то в одной области, то в другой, и оно не может произойти сразу - мы слишком пропитаны современностью. И тут же огромны риски тоже наворотить дел, не пройдя этого разочарования до конца, не дойдя до пустоты без образов, увлекшись каким-то очередным "-измом" в качестве якобы духовной опоры.
Как пример, когда мне осточертело работать в офисе с 9 до 18 и я уволилась вообще практически в никуда в смысле социальной устроенности, я через какое-то время провела тщательный анализ в себе, что мне еще не надоело и в чем бы я хотела получить какие-то навыки и знания, и еще желательно, чтобы я это любила. И нашла, что я люблю кофе и хочу научиться его варить. Ну и все начало складываться сразу как надо в эту сторону. И это был уже не офис, это больше соответствовало каким-то моим внутренним ритмам, моему темпераменту и так далее, да еще и развило во мне те качества, которые до того пребывали в зачаточном состоянии. Кофе я всё еще люблю, давно его за стойкой не варю, но это тоже был один из этапов отрыва. И надо быть последовательным и за этой звездой всё время следовать, и себе стараться не врать, если речь идет о влияниях Сатурна.
Не знаю, насколько мне тут удалось донести свои мысли, но поскольку nisi solis nobis scripssimus, то пусть остаются как есть. У меня пока нет цели развернуть эти тезисы более подробно. К тому же это не абсолютная истина, это результат именно моих наблюдений через мои фильтры, а у кого-то другого может быть другой взгляд.
А если статья была полезной, восстановить баланс и поддержать появление публикаций можно по ссылке: https://yoomoney.ru/to/410011532778801