Три дня, с 7 по 9 июля, в 15 километрах от Кунгура, на поляне «Улетай небо» проходил фестиваль «ПРОНЕБО», который является преемником знаменитой Небесной ярмарки. Подробности первого после ребрендинга воздушного праздника читайте в репортаже корреспондентов «Искры».
ДЕНЬ 1. БЕЗ ПОЛЁТОВ, НО С ПЕСНЯМИ
Заходя на поляну «Улетай поле» можно было сразу увидеть один из палаточных городков, который обосновался справа от главной сцены. По обе стороны от неё расположились пять воздушных аэростатов, которые не смогли взлететь из-за погодных условий, но это не помешало им красоваться перед гостями, поднимаясь, то вверх, то вниз. Организаторами были приготовлены переносные пеньки, к которым для удобства были приделаны шнурки. Кучи дров, использовавшиеся отдыхающими для разжигания костра. Валки соломы для создания изделий, служивших для удобного расположения не земле. Летательные аппараты были «припаркованы» на обочине поля. Деревянные качели и четыре «статуи», предназначение которых пришедшие смогут узнать только, если останутся или приедут на второй день. Пока люди фотографируются с поделками и считают, что это единственная их роль. Пересекал поле многометровый деревянный стол. Люди были расслаблены и улыбчивы - они приехали отдыхать и получать удовольствие. Над головами собравшихся пролетали паралеты, чем привлекали внимание. Много отдыхающих приехало с собаками, для них была отдельная зона выгула.
Человек любого возраста мог найти мероприятие по вкусу. Для гостей были проведены кинопоказы под открытым небом, флешмоб, концерты пермских групп «Смирный и друзья» с песнями собственного сочинения и Chicken gun (с солисткой из Перми Юлией Лунеговой - участницей шоу «Голос» на Первом канале). Юлия перепевала известные русские и мировые хиты, а публика отвечала ей взаимным откликом. Люди пели и танцевали в конце рабочего дня. После выступления музыкальных коллективов на главную сцену вышли диджеи DJ Marat и DJ Gerasimov - начался батл. Так подходил к концу первый день фестиваля. Впереди - всё самое интересное.
ДЕНЬ 2. ПАРАЛЁТЫ И «СЛОНЫ»
Второй день фестиваля оказался особо насыщенным: йога и практики - утром; кино, шоу мыльных пузырей, турнир по гигантской Дженге - днём, а вечером - концерты вокальных, ударных и танцевальных групп. И это только малая часть из всех активностей поляны, ведь программа расписана по часам до самого рассвета.
Главная сцена под символичным названием «Взлётная полоса» действительно оказалась таковой. В небо над площадкой смотрели все без исключения, ведь там кружили паралёты под управлением призёров чемпионата по сверхлёгкой авиации - Максима Лопаткина и Артёма Бородулина. Пилоты поприветствовали зрителей фестиваля, облетев всю поляну и радушно помахав рукой всем присутствующим. Дальше началось самое интересное: авиаторы исполнили сложные, зрелищные трюки - «петля» и «горка». Поляна залилась восторженными криками и аплодисментами. Очевидно, что пилотам такой приём понравился: в следующую секунду они спустились почти на землю, да так низко, что можно было разглядеть их форму.
После шоу сверхлёгкой авиации зрителей встречал ансамбль «Огненные люди» из Москвы на жёлтом самолете счастья. Экипаж музыкального корабля исполнил для зрителей русские сказки в новой интерпретации, а также каверы на хиты зарубежных и отечественных исполнителей под зажигательный танец трубача.
Около девяти часов вечера начали надувать тепловых гигантов, появление которых все с нетерпением ждали. В это время продолжалась запланированная программа: шоу самолетов и флешмоб. В 22:00 начался часовой концерт пермского фолк-рок проекта «Начни с Начала», сочетающего в себе фольклорные мотивы и рок-обработку. Солистка Глафира Утёмова своим мистическим пением погружала слушателей в медитативное состояние. Кто-то из зрителей наблюдал стоя, кто-то сидел на специально сложенных тюках соломы, а кто-то и совсем на земле. Атмосфера на «Улетай поле» спокойная и непринуждённая.
В 23:00 начался концерт пермского скрипача Никиты Савостина и камерного оркестра «Орфей», не первый раз выступающих в наших широтах в окружении воздушных шаров.
Музыканты играли на классических инструментах: скрипки, виолончель, контрабас, присоединив к ним гитару и бас-гитару, тем самым по-новому интерпретировав, они переиначили классические произведения и мировые хиты, добавив к ним новое звучание. Даже во внешний вид главного скрипача была добавлена деталь, не соответствующая виду классического музыканта, - модная белая кепка, надетая задом наперёд. Экспрессивное музыкальное исполнение всего коллектива и Никиты Савостина, выкладывающихся на полную мощность, передавало свою энергию зрителям. Невозможно было этого не почувствовать. Нельзя не отметить и световые эффекты. Вся сцена в разноцветных огнях. А огонь, как оказалось, ведущая тема вечерней части праздника.
В 23:45 было объявлено самое долгожданное и волнительное шоу - «Танец слонов». По команде обратного отсчёта под звуки «Орфея» десять красавцев начали своё представление. Шары, медленно плывя вверх-вниз, ловили музыку и ритм, а пилоты попадали в него воздушными горелками.
Перемещение по полю было свободным: можно отойти подальше, чтобы охватить глазами весь обзор, а можно стоять совсем близко, поражаясь гигантскому размеру светящихся и потухающих великанов, предаваясь ощущению, что это происходит не с тобой.
Всё когда-нибудь заканчивается, и пятнадцать минут пролетели незаметно. Как бы ни было жаль, но «слонам» тоже нужен отдых.
Закончилась ли на этом фестивальная ночь? Нет! Впереди ещё куча сюрпризов, от которых загораешься детскими эмоциями.
Со второй сцены зрителей уже подзывали весёлые звуки духовых инструментов. Московский независимый уличный театр «Огненные люди» приглашал посетить их театрализованное представление. На сцене музыканты в костюмах пожарных играли на гитарах, барабанах, этническом барабане «джембе», музыкальных трубах и баяне. Началось представление. Актёры в разнообразных костюмах перенесли публику в атмосферу уличного спектакля начала двадцатого века. Сюжет развивался быстро и динамично: горели шляпы, артисты дышали огнём, как сказочные драконы, жонглировали огненными палками, скакали на огненной скакалке и приглашали кого-нибудь из зрителей это повторить. Из зонта, защищающего от дождя, били фонтаном искры, сумасшедшая искрящаяся «радуга», которую артистка крутила в руках, превращалась в кольцо из фейерверка. Повсюду искры, искры, искры. Шоу - настоящая огненная феерия.
На этом огненное зрелище не закончилось. Все три дня на территории поля стояли деревянные «скульптуры». Люди рассматривали их, трогали, фотографировали и фотографировались на их фоне. Как оказалось, эти сооружения были частью большого огненного шоу.
После представления актёры подозвали собравшихся ближе танцевать под звуки оркестра пожарных.
Ближе к часу ночи люди стали собираться у главной сцены, ведь обещали выступление хедлайнера. Ведущий объявил, что такого они никогда не видели, и показал рукой в направлении за спинами собравшихся. Мужской голос выкрикнул из толпы: «Зря бежали», и народ ринулся по указанному рукой маршруту.
Подбежав ближе, все увидели, что уже буйным огнём полыхали четыре деревянные постройки под эпическую музыку. Завораживающее впечатление. Волшебная сила огня раскрасила тёмную ночь. Оказывается, у огня есть лицо, мы его видели - лицо огня.
В это время начался концерт кавер-группы «Оркестр-дзен» из Ижевска. Трое молодых людей исполняли русские хиты, а толпа им подпевала.
Поле, как площадка проведения фестиваля, привлекательно наличием свободного места. Люди не толкались, каждому было куда встать. Кто-то мог переместиться совсем близко к сцене, кто-то отойти подальше. Всё зависило от желания. Люди на протяжении часа танцевали и пели, наслаждаясь моментом их жизни.
По полю стали водить многометрового, светящегося красными огнями, человечка. Он размахивал руками и сгибался в коленях, как живой.
Некоторые жители палаточного городка готовили еду на огне в кругу семьи. Поздний ужин. Хотя ощущение времени теряется, находясь на таком мероприятии. Ты уже не отдаёшь себе отсчёта, когда утро, а когда ночь. Но оно того стоит.
После концерта детей пригласили послушать сказку Ганса Христиана Андерсена «Сундук-самолёт», а взрослых - на концерт у костра под гитару ведущего артиста Театра-Театра Альберта Макарова. Слушатели сидели на деревянных пеньках напротив третьей сцены. Атмосфера душевная и спокойная.
На середине поля стояли два телескопа, каждый мог посмотреть на Луну и Сатурн. На Луне виднелись кратеры, а Сатурн был совсем маленький, но кольцо вокруг него можно было отчётливо разглядеть.
Ночь, поле, звёзды и песни под гитару - так просто и так дорого сердцу. Подходил к концу второй день фестиваля «ПроНебо», до рассвета оставалось несколько часов.
ДЕНЬ 3. ФИНАЛЬНЫЙ АККОРД
День плавно перетёк из одного в другой. Ещё вечером все танцевали под акустическое трио Flat White, а утром уже расслаблялись на йоге в позе кошки. «Улетай поле» как будто бы в полудрёме пыталось начать «тусить», как в прошлые два дня фестиваля воздухоплавателей.
Две женщины у потухшего костра тихо разговаривали по-душам, а мужчины чуть поодаль искали зажигалку, чтобы пойти покурить* куда-то за территорию, потому что рядом, в палатке, спали маленькие непоседы, носившиеся по поляне до позднего вечера. Любопытно наблюдать за просыпающимися гостями фестиваля, но интереснее всего смотреть на организаторов, которые вовсю готовят сцену к выходу артистов.
Послышался бодрый голос ведущего и все потихоньку шли на этот до боли энергичный звук. Рядом проходящие молодые люди, с литровой бутылкой минералки в руках, возмущались от непонимания такого задора, ведь он прошлой ночью, как и все на поляне, заворожено смотрел фаер-шоу. Мы подошли к сцене, я огляделась по сторонам и поняла, что зрителей совсем не много, около 10 человек. Ведущий подбадривал малочисленный «зрительный зал» и приглашал к нам танцевальный кавер-дуэт «Здесь» из Перми. Из молодёжи только я и возмущённые парнишки, а все остальные годятся нам троим, как минимум, в родители. Похоже, танцевальный сет дуэта не совсем подходит для утренних вечеринок после зажигательной ночи.
Анастасия Попова, солистка дуэта, исполнила песню группы «Рок-Острова» - «Ничего не говори», девушке умело аккомпанировал на бонго и джембе Дмитрий Попов. Ребята создали особое настроение: кавер композиции в стиле tropical house, который отличается своей светлой, жизнерадостной атмосферой, стал лёгким лаунжем для тех, кто ещё только просыпается и отличным «разогревом» для уже присутствующей у сцены публики. Под «Иностранца» Валерия Меладзе (признан иноагентом на территории Российской Федерации) и «Smells like teen spirit» «Нирваны», без стеснения подпевали артистам зрители. К этому времени толпа уже заметно выросла, а треки набирали темп: становились всё энергичнее, быстрее и громче. Наконец, танцевальный кавер-дуэт «Здесь» оправдал своё название. Это был первый концерт, когда я стояла прямо около сцены и пела в голос с огромным количеством людей. Свобода - вот, что ты чувствуешь!
___________________________________________________________________________
СПРАВКА
- Танцевальный сет - последовательность композиций, играющих друг за другом.
- Бонго - небольшие кубинские парные барабаны.
- Джембе - западноафриканский кубкообразный барабан.
- Tropical house - стиль хаус-музыки с элементами дэнсхолла.
- Лаунж - фоновая музыка.
- Диджериду - духовой музыкальный инструмент, разновидность натуральной трубы. Является одним из старейших духовых инструментов в мире.
_________________________________________________________________________________
- Мы рады быть здесь. Всегда ваш, кавер-дуэт «Здесь», - завершающая выступление фраза артистов.
Те парнишки, стоявшие рядом, громко звали дуэт на бис, но время не ждёт. Начинались новые активности для гостей фестиваля.
Дрёма с поляны ушла, люди активно разбрелись по площадкам. Кто-то уже посетил мастер-класс от пермской группы «Биарма» по игре на барабанах и диджериду, а кто-то ждал выступление хэдлайнера из столицы Прикамья, кавер-группы SoFix. Я решилась подойти к малой сцене этно-площадки «Звуки неба», где готовилась к своему выходу «Биарма». Самобытные ребята с большой любовью к русскому фольклору и истории Пермского края это было понятно по одним только музыкальным инструментам. Догадки оправдались, когда я услышала народную песню «Дымно» в интерпретации аутентичного стиля, необычных звуков и, в целом, исполнении. Это было как-то по-особенному, знаете, как раньше было: как будто сидишь на берегу реки, после сенокоса, вплетаешь в венок полевые цветы, а подружки распевают песни о любви. А так точно было, мне бабушка рассказывала. Примерно такая атмосфера царила на этно-площадке.
Контраст концерта на «Взлётной полосе» и «Звуках неба» - кардинальный. Если в первом случае ты вовсю подпеваешь артистам под знакомые треки, то здесь замедляешься и просто наблюдаешь за тем, как играют на инструментах, какие эмоции выражают и как двигаются. Более 30 человек, как будто под гипнозом, наблюдали, как оживают народные песни.
Так прошёл и весь фестиваль «ПРОНЕБО2 - под каким-то гипнозом. Вроде бы только начался, и вокруг судачили о его дебюте и пилотах, а теперь все вспоминают «танец слонов», шоу «Огненных людей», паралётчиков и «Оркестр Дзен». Мимолётно, да? Одно можно сказать точно: первый полёт «ПРОНЕБО» был отличным.
*Курение вредит вашему здоровью!
Текст Дарья Юркова, Нина Трясцына
Фото: Дарья Юркова, Нина Трясцына, Денис Поляков, «ЮНПРЕСС-Пермь»
Газета «Искра» № 76 (17018) от 13.07.2023 г.
Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru