Многочисленные родственники по очереди заходили в комнату к умирающей. Каждый ждал от неё особых слов или напутствия.
Каждый хотел заполучить себе самый лакомый кусочек наследства.
Все мечтали о ее тайных богатствах, которые старая Геля, наверняка, припрятала.
Последней в комнату зашла Зоя, младшая внучка. Вышла она через пару мгновений с конвертом в руке.
-Бабушка сказала, что хочет остаться одна. А я должна вам прочитать...
Зоя распечатала конверт и начала дрожащим голосом:
«Дорогие мои, сегодня меня не станет. Помните и чтите меня. Никогда и никому я ничего плохого не сделала. Всегда заботилась не о мирском, а о небесном. И вы об этом не забывайте.
Хочу оставить вам на память о себе некоторые вещицы. Ну а в наследство будет вам мой дом. Двум сыновьям и сестре моей в равных долях.
Старшему сыну и его семье на память оставляю золотые серьги. Семье младшего сына два колечка. А сестре своей и ее семье цепь с кулоном.
Драгоценности вы найдете в шкатулке в моем столе.
Дорогие, я всегда видела и чувствовала больше других. Я и с того света за вами пригляжу. Буду охранять и наставлять. Живите дружно. Помните, что дается все по заслугам. Не просите больше, чем дано. Не злословьте. Охраняйте и берегите друг друга».
Зоя дочитала, убрала письмо в конверт и посмотрела на своих удивленных родственников.
-Что-что? – Светлана, мать Зои, с раздражением глянула на мужа, - Ваня, мать твоя, старая Геля, нам золотые сережки оставила в наследство, слышал? А дом, лачугу эту, делить на три семьи придется. Хорошо получается, да?
Ваня хмуро посмотрел на брата и на свою тетку. Те тоже были недовольны.
-А дар свой она кому передала? Зойка, тебе? Ты ведь ее любимая внучка. Заботилась о ней последние годы. В доме палец о палец не ударишь, все с бабкой сидела. Хорошо хоть, что её дом рядом с нашим, - Светлана обратилась к дочери, - ты теперь целительницей будешь? Ну, хоть так денег подзаработаем!
-Мама, Геля еще жива! – сдавленно зашептала Зоя, - а вы уже наследство делите! Как можно?
Девушка сжала конверт в руке и направилась в комнату к бабушке. Родственники услышала короткий крик Зои, затем плач и переглянулись.
-Пусть земля ей будет пухом, - на выдохе сказала Светлана и тоже пошла в комнату.
***
Дом старой Гели оказался никому не нужен. В глухой деревеньке, вдали от цивилизации, его будет сложно продать. Поэтому младший сын и сестра целительницы решили так. Они напишут дарственную на Ивана, а он за это им выплатит небольшие суммы. Вроде отступных. Деньги не великие, но семье, живущей в селе, придется собирать их долго.
Однако и Светлану, и Ивана это устроило. Ведь дом и участок останется Зое в качестве приданого.
ПРОШЛО ПОЛГОДА
Светлана с мужем потихоньку копили деньги, чтобы выкупить дом у родственников. Отправляли ежемесячно небольшими суммами. А участок при доме они собирались подготовить для посадки овощей.
-Хоть какая-то польза от наследства старой Гели!
- выговаривала Светлана мужу, - да и скорее всего, богатства она где-то на участке спрятала или в доме.
-Какие богатства? Все драгоценности, что у нее были, она нам же и отдала!
-Ваня, ты думаешь, что Геля бедствовала? Да к ней со всей страны приезжали! С самого верха! Думаешь, они только спасибо говорили и уходили? Нет! Надо весь дом перерыть. Весь участок перекопать! Надо найти наследство старой Гели!
Зоя слушала разговоры родителей, но не хотела вникать в них. Сама девушка тоже была удивлена. Кому же досталась сила целительницы? Неужели бабушка не смогла выбрать достойного из такого количества родственников? Но Зоя уважала старую Гелю и считала, что раз так получилось, значит, так должно быть.
-А ты что приуныла, дочка, - Светлана переметнулась к Зое, достав мужа своими догадками о спрятанном наследстве, - думала, что Геля тебя целительницей сделает? Как бы не так! Старуха никому ничего нормального не оставила. Даже тебе. Вот вам колечки, вот вам сережки… Так, завтра идем в дом Гели. Ты там искать будешь. А мы с отцом участок перекапывать начнём!
-Я не буду искать ничего! Там все чисто, хорошо. Разобрали, помыли после того, как Геля ушла… Пусть останется так, как есть!
Ни мать, ни отец не смогли уговорить девушку. Она не хотела предавать память о бабушке таким образом. Зоя сказала, что за участком ухаживать будет. А варварский поиском пусть занимаются родители.
Первая неделя не принесла результатов. Однако после тяжелых выходных Ивана уволили.
-Да что такое? Да как так? Ты же единственный с таким опытом? Где они в нашем захолустье такого специалиста найдут? – кричала Светлана.
-Я не знаю! Какие-то бумажки подсунули, сказали, что я проворовался… А ведь и проворовался! Деньги-то на выкуп дома откуда?
Исход второй недели поисков тоже был неутешительный. Да еще и позвонил брат Ивана.
-А ты чего деньги не отправил? Тетка тоже сказала, что про нее забыли.
-Да… Меня тут уволили. С деньгами тяжело сейчас. Но мы от своих слов не отказываемся. Просто подождать надо.
-Ну, знаешь… У нас тоже с деньгами проблемы сейчас. Что же теперь? Жена приболела. Ей свежий воздух нужен. Вот мы приедем, отдохнём. Поживем. А еще сын тетки хочет присмотреться. Может, он тогда выкупит дом, раз у вас с финансами трудно сейчас… Так что, ждите гостей.
Светлана была в ярости. Она кричала весь день. Вопила. Обвиняла родственников в корысти.
-Они тоже смекнули, что наследство старой Гели спрятано.
Тоже искать едут! Ах, какие! Подлые! Мы же договорились с ними… Деньги им отправляли…
-А может, к лучшему, - подала голос Зоя, - у нас сейчас трудности. А так, получается, и за дом платить не надо. Это ведь нам долю отдадут.
-Дочка! Ты не понимаешь? Дом не нужен никому! Его снесут, по щепочкам растащат. А все для того, чтобы найти наследство старой Гели.
Через неделю приехали родственники. Как и предполагала Светлана, они намеревались искать то, что спрятала Геля. Теперь весь день с участка целительницы доносились крики и ругань.
Зоя не желала участвовать в этих склоках. Она спокойно занималась делами и ни во что не вмешивалась. Однако сегодня крики были такие громкие, что девушка поспешила в дом к Геле.
-Вы что, не в себе? – гневно сверкая глазами, Зоя подбежала к раскрасневшимся родителям, - как вы можете? Ну нет у бабушки больше ничего! Оставила только дом и колечки с сережками. Она ведь и в прощальном письме сказала, чтобы мы мирно жили, не злословили и не просили больше, чем дают.
А вы грызетесь из-за выдуманного наследства старой Гели!
-Да? – снова закричала Светлана и ткнула пальцем в разобранную стену, - а ты на это посмотри. Видишь ящичек? Там все и хранится... А мы за дом уже платили вам! Значит, большая часть наша!
-Нет! Все в равных долях!
-Нет… Мы юриста пригласим! У нас и расписки от вас есть!
Зоя тем временем подошла к стене и вытащила оттуда ящик. Небольшой, как обувная коробка. Но Иван вырвал находку из рук дочери и тут же высыпал все содержимое на пол. Если бы там были драгоценности, то родственники, наверняка, бросил бы собирать их. Словно нищие, которым кидают подачку из дорогой кареты.
Но на пол вывалились фотоальбомы. Какие-то дневники. Старые письма и вырезки из газет. Все замолчали.
Наследство старой Гели оказалось лишь макулатурой.
Светлана присела и быстро просмотрела все, что лежала на полу.
-Тьфу ты… Старая решила разыграть нас! – женщина выудила из стопки конверт, скрепленный сургучной печатью, и раскрыла его.
«Не проси больше, чем дают. Не злословь. Почитай меня. Думай о небесном. Просила вас лишь об этом. Но знала заранее, что зарок свой не исполните. Так знайте и еще кое-что. Пока не исправитесь, будете грызться друг с другом и растеряете всю семью. Пока не исправитесь, деньги не будут приходить, а только уходить будут.
Конверт раскрыт. Печать сломана. Воля моя крепкая. Волю мою никто не перебьет»
Светлана показала письмо всем остальным. Женщина виновато опустила голову и вышла из дома. За ней подтянулись остальные. Только Зоя осталась. Они присела и собрала с пола разбросанные бумажки. Девушка еще долго была здесь.
Она рассматривала старые фотографии, где совсем малышкой сидела на коленях у Гели. Улыбалась и читала милые стишки-заговоры, которые помнила с детства. Бабушка расчесывала ее и нашептывала их ей на ухо. Были здесь и вырезки из газет. Все про ее сыновей, ответственных работников, о которых писали местные СМИ. Были тут нежные письма от сестры, которые Геля получала в те времена, когда телефон в деревне был редкостью. Были тут и рисунки от ее внуков, любовно сложенные в тоненький пакетик. Здесь были и записочки от благодарных людей, которых исцелила Геля. Здесь были и их фотографии. Вот мальчишка, который теперь может бегать. А тут молодая мать, которая, пройдя тяжелый путь, держит свое дитя на руках. А вот пожилая супружеская пара, они остались вместе еще на чуть-чуть благодаря целительнице.
-Вот она. Вот она, моя бабушка. Вот здесь. В этих письмах. В этих стишках. Вот, что она за всю жизнь собрала.
Вот оно, наследство старой Гели… Не драгоценности. Другие ценности.
Звуки с улицы совсем затихли. Воздух словно застыл. Зоя закрыла глаза и улыбнулась.
-Ты здесь?
-Я всегда буду здесь. Ты единственная, кто прошел мою проверку. Ты единственная, кто понял, в чем ценность моей жизни. Ты единственная, кто достоит главного. Кто может принять силу и обладать великим даром.
Зоя почувствовала, как внутри нее разлилось тепло. Волнами оно прокатилось от кончиков пальцев до самого сердца. Там сконцентрировалось. Сжалось. Стало плотным и огромным. Таким большим, что хотелось поделиться. Хотелось отдать немного этого тепла другим, чтобы согреть и их сердца.
Девушка, немного пошатываясь, вышла из дома. На крыльце молча сидели родственники.
-Ой, Зоя… Как некрасиво получилось. Пойдёмте к нам, поужинаем, посидим по-родственному, - Светлана устало поднялась.
Зоя положила руку матери на плечо и улыбнулась.
-Пойдемте, посидим. Бабушку вспомним. Смотрите, какие в ящичке фотографии старые были.
Все улыбались, рассматривая фотографии. Кто-то всплакнул, вспоминая эти моменты. Семья так не собиралась давно. Давно им не было так хорошо и спокойно. Они совсем не думали о наследстве старой Гели. Они просто были вместе.
~~~
НАВИГАЦИЯ КАНАЛА