Найти в Дзене
БИЗНЕС Online

Депутаты – Ханифову: «Почему цена проезда растет непропорционально доходам?!»

Оглавление

Сессия Госсовета РТ: глава миндортранса не видит проблем, а помощь перевозчикам считает щедрой и без брутто-контрактов

Республика и так субсидирует общественный транспорт — с таким посылом глава миндортранса РТ Фарит Ханифов выступил накануне на правительственном часе в Госсовете Татарстана. Министр не упомянул в докладе тему брутто-контрактов, зато рассказал о помощи перевозчикам с лизингом 505 новых автобусов и выплаченных за пять месяцев дотациях в 1,4 млрд рублей. Впрочем, о деталях такой поддержки депутаты не узнали, зато выяснили, что у министерства нет задачи создать в РТ пассажирское госпредприятие: сегодня 90% услуг в РТ оказывают частники, а 10% — МУПы. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».

   Накануне депутаты Госсовета РТ изменили не только республиканский закон «О такси», но и посвятили транспорту правительственный час, на который пригласили министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарита Ханифова Фото: gossov.tatarstan.ru
Накануне депутаты Госсовета РТ изменили не только республиканский закон «О такси», но и посвятили транспорту правительственный час, на который пригласили министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарита Ханифова Фото: gossov.tatarstan.ru

Что не рассказал депутатам глава миндортранса РТ о дотациях перевозчикам

Накануне депутаты Госсовета РТ изменили не только республиканский закон «О такси», но и посвятили транспорту правительственный час, на который пригласили министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарита Ханифова. Главной темой для обсуждения доклада стала стоимость проезда в общественном транспорте.

«Почему цена проезда растет непропорционально доходам, пенсиям?! — в числе первых обозначил проблему депутат Хафиз Миргалимов и привел в пример Башкортостан, где лучше транспортное обслуживание. — Там не только это, но и проезд дешевле!»

Тему цены проезда поднял и депутат Тахир Хадеев, побывавший в Кисловодске, где стоимость проезда в автобусе — 20 рублей. «А у нас уже чуть ли не 40!» — возмущался Хадеев. Уточним, в Казани при проезде за наличный расчет берут 36 рублей и 35 рублей при безналичном расчете либо оплате транспортной картой.

   Тему цены проезда поднял и депутат Тахир Хадеев, побывавший в Кисловодске, где стоимость проезда в автобусе — 20 рублей. «А у нас уже чуть ли не 40!» — возмущался Хадеев Фото: «БИЗНЕС Online»
Тему цены проезда поднял и депутат Тахир Хадеев, побывавший в Кисловодске, где стоимость проезда в автобусе — 20 рублей. «А у нас уже чуть ли не 40!» — возмущался Хадеев Фото: «БИЗНЕС Online»

Глава миндортранса РТ не видит проблемы и даже называет «сбалансированной» стоимость проезда в общественном транспорте Казани и Татарстана. «Ценовую нагрузку сглаживаем дотациями перевозчикам в 1,4 миллиарда рублей, — сказал Ханифов и напомнил, что цену проезда устанавливает госкомитет РТ по тарифам. — Такая работа будет продолжаться и дальше. Это достаточно большая сумма поддержки».

Приглядимся к «большой сумме поддержки», о которой сказал министр. Действительно, в 2022 году бюджет РТ поддержал перевозчиков на 2,5 млрд рублей. А за пять месяцев 2023-го на автотранспортную отрасль выделили 1,4 млрд рублей, из которых:

  • 1,2 млрд рублей — компенсация поездок пассажиров-льготников;
  • 205 млн рублей на субсидии сельских маршрутов.

Министр умолчал о том, что перевозчикам Казани правительство РТ компенсирует за поездку льготника только 25 рублей при установленной цене билета в 35 рублей по безналу, по Татарстану компенсация — 20 рублей. При этом в общем пассажиропотоке Казани доля льготников доходит до 45%. Участники рынка пассажирских перевозок из раза в раз повторяют: главный неплательщик за проезд в общественном транспорте — республиканский бюджет. Субсидией эти деньги считать нельзя, т. к., если бы не принятые в Татарстане льготы, их получатели платили бы за проезд, как и все.

Износ городских и междугородних пассажирских автобусов в Татарстане достиг 70%. Из 1,8 тыс. автобусов 400 старше 10 лет Фото: «БИЗНЕС Online»
Износ городских и междугородних пассажирских автобусов в Татарстане достиг 70%. Из 1,8 тыс. автобусов 400 старше 10 лет Фото: «БИЗНЕС Online»

Транспортникам все же кинут кость — 505 автобусов в лизинг к саммиту БРИКС и выборам

Тем временем износ городских и междугородних пассажирских автобусов в Татарстане достиг 70%. Из 1,8 тыс. автобусов 400 старше 10 лет, сообщил в Госсовете РТ Ханифов.

Для помощи перевозчикам в 2023 и 2024 годах министерство и муниципалитеты участвуют в двух федеральных программах обновления подвижного состава:

  • льготный лизинг без первоначального взноса под 6% годовых. Такие условия предлагает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Это выгоднее коммерческого лизинга;
  • казначейские кредиты, условия предоставления которых пока не уточняют.

Программы позволят обновить в Татарстане 505 автобусов. По первой закупят 363, а по второй 142 автобуса для 11 муниципалитетов.

«А хватит ли такого количества автобусов для Казани? — задал вопрос депутат Николай Рыбушкин и напомнил, что летом 2024 года в столице РТ пройдет крупное политическое событие — саммит БРИКС. — Гости будут в первую очередь оценивать Казань по транспорту».

С перевозкой гостей туристическими автобусами и раньше проблем не возникало, отвечал Ханифов. А на регулярных городских маршрутах появится бо́льшая часть из упомянутых 505 автобусов.

«Думаю, скоро увидим в республике много новых автобусов. И даже с небольшим запасом перекроем старые», — сказал глава миндортранса, имея в виду 400 машин старше 10 лет. Но для стабильной работы пассажирских предприятий автобусы надо менять каждые пять лет, а не раз в 10 лет к праздничной дате, событию или выборам. К слову, в 2024 году в РТ предстоит избрать новый состав Госсовета, а в 2025-м пройдут выборы президента республики.

   Выход общественного транспорта из затяжного кризиса видят в брутто-контрактах. Об этом уже публично говорит мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев Фото: «БИЗНЕС Online»
Выход общественного транспорта из затяжного кризиса видят в брутто-контрактах. Об этом уже публично говорит мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев Фото: «БИЗНЕС Online»

А за остальное заплатит пассажир

О массовой закупке новых автобусов в РТ стало известно в середине июня. Тогда же эксперты издания не увидели в этом системного подхода, потому что выручка за билеты остается главным источником дохода перевозчиков — Казань и другие города республики готовятся к повышению тарифов, чем уже так возмущались депутаты Госсовета.

Выход общественного транспорта из затяжного кризиса видят в брутто-контрактах. Об этом уже публично говорит мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин видит в брутто-контрактах единственный путь для общественного транспорта. «Перевозка пассажиров — это социальная функция или бизнес? Мое убеждение — социальная функция», — говорил Когогин.

Министр не упомянул в докладе тему брутто-контрактов, но ответил на вопрос депутата Азата Хамаева о том, почему бы не создать в Татарстане государственное унитарное предприятие в сфере пассажирских перевозок. Пример рядом — в Башкортостане городские, пригородные, междугородние и межобластные маршруты обслуживает ГУП «Башавтотранс».

«Такой задачи не стоит. Вопрос услышал, изучу, доложу», — отвечал Ханифов на вопрос о создании республиканского перевозчика.

А пока 90% услуг по перевозке пассажиров в Татарстане оказывают частные предприятия — это касается не только муниципальных, но и межмуниципальных, межсубъектных маршрутов. Оставшиеся 10% приходятся на муниципальные предприятия.

Иван Скрябин