Фильм о личной ответственности за судьбу другого человека. Тема классическая. Но в данном случае, она осложняется возрастом главного героя.
Главный герой — пожилой менеджер и тренер по боксу Фрэнки Данн, глубоко порядочный, остро переживающий человек. Когда-то в молодости он рискнул — выставил на титульный бой своего многообещающего питомца Эдди, хотя и не считал его в достаточной степени подготовленным, и вот результат: во время боя тот получил тяжелую травму и ослеп на один глаз — со спортивной карьерой пришлось завязать. Это происшествие нанесло и Фрэнку травму, правда, психологическую.
Потом, открыв свой собственный захудалый тренажерный зал, Фрэнк взял туда администратором Эдди, как вечное напоминание о своей тяжелой вине. За долгие годы, прошедшие с тех пор, несмотря на тренерские способности и таланты воспитанников, ни один боксер под руководством Фрэнки не принял участие в титульном бое… и всем им приходилось покидать нерешительного наставника, уходить к более циничным и прагматичным менеджерам. То есть, надо понимать, что Фрэнк Данн — это не маленький принц Сент-Экзюпери. Он уже знал, что такое ответственность, но не уследил, не сберег, не спас. И отсюда — сильнейшее чувство вины, четкое осознание совершенного греха. И страх.
И вот появляется новый персонаж — уже не совсем молодая, но крайне целеустремленная 31-летняя Мэгги Фицджеральд, мечтающая выиграть титул чемпионки мира в легком весе. Не испытывающий никакого желания тренировать ее, Фрэнки все же потрясен ее работоспособностью, и берет ее в свои ученики. За год она достигает таких успехов, что валит всех своих соперниц в первом, в крайнем случае, втором раунде.
И вот, собственно, настает черед подумать о титульном бое, к которому Мэгги шла с таким упорством, проливая на ринге пот и кровь.
Разумеется, Фрэнки думал о нем все время, с самого начала, изо всех сил стараясь его отложить как можно на более поздний срок. Прекрасно известны Фрэнку и все грязные приемы действующей чемпионки.
Сможет ли он, как известный библейский персонаж, принести жертву на алтарь спортивному богу?
Мэгги уверена, что она — не жертва, а "вечное напоминание о тяжелой вине". Эдди постоянно бухтит о большом нравственном упущении Фрэнки — тотальном отсутствии доверия.
Как человек достаточно мягкий, интеллигентный, после долгой борьбы с самим собой, Фрэнки, скрепя сердце, идет на поводу этих двух своих воспитанников, и происходит титульный бой, ставший самым драматичным эпизодом в фильме — во время которого главный герой, а вместе с ним и зритель, испытывает катарсис: после изнурительного второго раунда, стоило только Мэгги отвернуться и направиться к табуретке, заботливо выдвигаемой на ринг тренером, как она получает мощный удар в торец и падает головой на эту самую табуретку, ломает себе шею, и все, трындец, оказывается полностью парализованной в больничной палате.
Как сказал бы человек жестокосердный, с "низким порогом сознания" (моя любимая фраза) — несчастный случай. Бывает… Но заслуга фильма как раз в том, что он снят о человеке сострадающем, мучительно переживающим за других людей, особенно за тех, перед которыми раскрылся по доброй воле и за которых поручился перед самим собой.
Испытывая тяжелейшие муки совести, Фрэнки идет по пути нравственных страданий до конца, доказывая и Мэгги и себе, что способен и доверять, и принимать решения, руководствуясь как стремлениями того, "кого приручил", так и голосом своей совести.
Поэтому фильм заканчивается тем, что он милосердно вкалывает Мэгги несколько кубиков яду — и то был единственный выход из сложившегося положения. Все дальнейшие страдания Фрэнки пронесет в себе в одиночку, до самой смерти и уже за кадром.
Вот такой драматический сюжет представил на суд зрителя Клинт Иствуд, и просто удивительно, как удалось звезде "спагетти-вестернов" вырасти в талантливого, думающего режиссера.
Фильм "Малышка на миллион" отличается также умелым монтажом, он преисполнен спокойного достоинства и подлинного трагизма.
Вообще говоря, картина Иствуда посвящена не только нравственному пути человека, примерившему на себя одежду Бога, и сполна испытав все душевные страдания только потому, что имел такую способность — со-страдать и брать на себя полную ответственность за чужие судьбы (единственным его мерилом являлась собственная совесть).
Фильм заканчивается многоточием и предлагает зрителю самому додумать, найдет ли душевный покой главный герой, в двух побочных сюжетных линиях (решенных, надо сказать, прямолинейно в лоб) он отражает общий духовный кризис, постигший Америку, а может быть, до кучи, и Старый свет. С одной стороны — кризис христианства в современном мире, выраженный в беседах и взаимном непонимании Фрэнки и поверхностного патера, а с другой стороны — разрушение семейных ценностей в угоду новому, либерально-безответственному, сугубо материалистическому, эгоистичному сознанию.
Вот и остается главному герою черпать внутренние силы в самом себе, а человек, увы, слаб и не совершенен, он пуст, как железная бочка, — если внутри нету Бога.
Оценка: 8,5 из 10.
Режиссер: Клинт Иствуд.
Сценарий: Пол Хаггис,
Оператор: Том Штерн,
Композитор: Клинт Иствуд, Дэвид Пото-Разель.
В главных ролях: Хилари Суонк, Клинт Иствуд, Морган Фриман.
В ролях: Джей Барушель, Майкл Колтер, Люсия Рижкер.
Интересные факты о фильме:
- За основу фильма взяты три рассказа из сборника Джерри Бойда: "Взгляд обезьяны", "Малышка на миллион" и "Замороженная вода".
- Кроме Хилари Суонк, на роль пробовалась Эшли Джадд. А первым кандидатом была вообще Сандра Баллок.
- Суонк упорно занималась боксом и нарастила мышечную массу в размере 8 кг.
- Фильм сняли за 37 дней, притом, что выделено было 39. "Стахановский труд" — норма для Иствуда.
Читайте также на моем канале: